Роль женщин-ахундов в религиозном воспитании мусульманок Китая

Уединенная мусульманская община народности ху, которая долгое время была глубоко запрятана посреди китайского буддийского большинства, в последнее время стала привлекать внимание общественности благодаря ну-ахунам – [мусульманским] духовным лидерам-женщинам. Хотя внимание к этому феномену свежо, сама концепция далеко не нова.

Еще во времена династии Мин (примерно в 17 веке) верующие открыли мусульманские школы специально для молодых девушек, а с приходом к власти династии Кин в 19 веке эти школы превратились в мечети, предназначенные для женщин и руководимые ими же. В последующие десятилетия практика, с вашего позволения, женщин-имамов проникла во все китайские мусульманские общины.

Сегодня ху, традиционное и непритязательное сообщество, состоящее главным образом из фермеров, лавочников и ремесленников, продолжает пользоваться благами этой эгалитарной концепции образованных мужчин и образованных женщин, руководящих мечетями.

В народности ху поощряется, чтобы женщины стремились работать ну-ахун – производная фраза от персидского слова ахунд, что означает «учитель». Среди этих женщин есть те, кто живет в маленьких квартирках при мечети или при мусульманской школе и получает зарплату, также как и обычный имам. Некоторые из них живут со своими семьями и работают в мечетях на волонтерской основе. Некоторые женщины-ахуны работают в чисто женских мечетях, отдельных от мужских, но вынуждены отгораживать себе комнатки в здании мужской мечети.

Помимо руководства ну си (женскими мечетями), в обязанности женщины-ахуна может входить ритуальные наставления по вопросам брака и похорон, проповедничество, разрешение политических и социальных конфликтов, моральные наставления и работа с новообращенными. Наверное, самая важная работа этих женщин, особенно с учетом того, как высоко в Исламе ценятся женщины как первые учителя своих детей, состоит в обучении арабскому языку, Корану и хадисам.

Роль женщин-ахунов не ограничена строгими рамками и не остается неизменной, она значительным образом варьируется от мечети к мечети, от школы к школе и от региона к региону, в зависимости от нужд сообщества. Одна из важных задач ну-ахунов – это помощь в получении базового образования девочками из малоимущих или неблагополучных семей, что может открыть для них двери в вузы. Амбициозные молодые женщины стремятся попасть к ну-ахунам, чтобы изучить у них арабский язык, отчасти из религиозных соображений, но и также в надежде получить работу в частном секторе – переводчиком или учителем, ахуном. Несмотря на то, что новые рабочие места переводчиков в сфере процветающей торговли между Китаем и Ближним Востоком подразумевают зарплаты от 3000 до 10000 юаней ($400-$1400), работа ну-ахунов остается самой популярной в народе, поскольку она дает женщине высокий социальный статус и безопасность.

Несмотря на то, что полномочия ну-ахунов не выходят за пределы сферы женщин и детей (в т.ч., малолетних мальчиков), наличие столь организованных структур обучения и контроля у мусульманок в Китае очень примечательно. Такие ученые, как Шуй Цзяньцзюн, социолог, эксперт по народности ху и соавтор книги «Их собственная мечеть», склонны видеть здесь скрытую феминистскую подоплеку. – «Эти женщины чувствуют себя хорошо и свободно в этих мечетях», - говорит она. – «Они, возможно, меньше по величине по сравнению с мужскими мечетями, но они гораздо лучше организованы».

Ну-ахуны играют в китайском мусульманском сообществе уникальную роль – с одной стороны, эти женщины выполняют все те же функции, что и имамы-мужчины, но делают это только для женских общин, и благодаря этому ну-ахуны успешно избегают критики или притеснения со стороны имамов-мужчин. Они создали себе своеобразную нишу, будучи образованными и уважаемыми лидерами. Если бы ну-ахуны читали лекции перед смешанными конгрегациями перед пятничной молитвой или же возглавили коллективную молитву, их бы отправили на задворки сообщества, прогнали бы их, посчитав бунтовщиками, сознательно бросающими вызов Сунне Пророка (мир и благословения ему).

Тогда как Коран сам по себе не говорит о том, что молитву могут возглавлять только мужчины, три из четырех суннитских школ Ислама и большинство шиитских школ запрещают женщинам возглавлять коллективную молитву мужчин и женщин, основывая эту позицию на примере жен Пророка (мир и благословения ему).

Есть несколько хадисов, в которых говорится, что хазрат Аиша и Умм Салама возглавляли коллективную молитву женщин, так же как и современные ну-ахуны, но мы не найдем записей о том, чтобы матери верующих вели молитвы разнополой общины в мечети. В то же время, есть свидетельства о том, что Пророк в ряде случаев разрешал женщине провести коллективную молитву со своими домашними, включая мужчин, если женщина была явно намного более образованной в плане религии. Поскольку в наше время большинство мусульман стремится жестко защищать салят и хутбу и считают сохранение этих ритуалов в изначальном виде первостепенной задачей, ну-ахуны заняли мудрую позицию и согласились с взглядами большинства. Демонстрируя нежелание переформулировать эти обряды, ну-ахуны завоевали одобрение и уважение своих сообществ.

Некоторые могут утверждать, что перевод словосочетания ну-ахун как «женщины-имамы» некорректен, поскольку эти женщины не проводят пятничные молитвы для разнополого джамаата, а это, как известно, определяющий фактор для роли имама. Но здесь семантика вторична. Будучи обученными духовными лидерами, которые выполняют функции учителей, посредников и советчиков, ну-ахуны крайне важны для сохранения жизни Ислама среди китайских женщин и детей и показывают пример женского лидерства, на который следовало бы обратить внимание мусульманским общинам за пределами Китая.

Мусульманки в Соединенных Штатах часто жалуются на вытеснение из своих местных мечетей, констатируя недостаток пространства для женщин, подавляюще мужской состав управляющих органов и практическое отсутствие доступа к общению с имамами – все это создает весьма недружественную атмосферу. Если назначить образованную женщину на руководящую должность, позволяющую ей непосредственно общаться с прихожанками мечети, американским мусульманкам будет гораздо комфортнее в мечети, и, что более важно, они будут охотно записываться на курсы Корана и хадисов и стремиться к духовным наставлениям по глубоко личным вопросам, таким как разлад в браке или вопросы женского здоровья. Американские ну-ахуны не только смогли бы решить такие вопросы тактично и сочувственно, но и развеяли бы мифы об угнетенности и невежественности женщин в Исламе.

Перевела Зарина Саидова специально для Ансар.ру



2 комментариев


  1. Гость
    (14.12.2011 15:44) #
    0

    машаАллах) молодцы китаянки. не лезут впереди паровоза с феминизмом, а спокойно и тихо учат друг друга Исламу.

  2. Гость
    (15.12.2011 08:20) #
    0

    Правильно делают китаянки. Молодцы просто! У нас ведь в России тоже в мечеть больше всего женщин ходит. И желание учиться Корану, молитвам, появляется больше у женщин чем у мужчин. Да и вообще женщин больше чем мужчин, потому что они дольше живут. Давно надо такую практику внести, а то в некоторых м