Реалити-шоу о жизни простых мусульман – пропаганда экстремизма?!

Когда тренеру футбольной команды школы Фордсон Фуаду Забану предложили сняться в реалити-шоу о жизни мусульманских семей, его первой реакцией был отказ.

«Сейчас кому-то может так не показаться, но нам нравится уединенный образ жизни», - говорит Забан. – «Мы простые люди. Мы не совершаем сумасшедших поступков… Честно говоря, я сказал продюсерам шоу, что я в некотором роде скучный человек».

Теперь, когда он и его семья появились в реалити-шоу «Всеамериканский мусульманин» на канале TLC, Забан с трудом представляет себе, как его жизнь и жизнь четырех обычных мусульманских семей из Дирборна можно назвать «противоречивой».

Именно такой ярлык повесили на шоу после того, как консервативная Ассоциация семей Флориды накинулась на эту программу с нападками, назвав ее мусульманской «пропагандой», предназначенной для продвижения каких-то экстремистских идей. Далее, 9 декабря, ритейлер товаров для дома и ремонта Lowe’s сообщил, что отозвал свои рекламные ролики из эфирного времени «Всеамериканского мусульманина».

«Именно этим я занимаюсь 17 лет своей жизни: учу и тренирую», - говорит Забан. – «Если вы хотите назвать это пропагандой, тогда вперед, но вы очень сильно ошибетесь».

После событий 11 сентября мусульмане в США боролись за доброжелательное отношение к себе несмотря на историческую гордость страны за присущее ей смешение национальностей. Некоторые американцы стали подозрительно относиться к мусульманам и арабоамериканцам, считая их террористами.

Доцент истории и арабских исследований в университете Мичигана в Дирборне Хани Баварди утверждает, что негативное восприятие арабов в Америке имеет давнюю историю и не показывает признаков ослабления. «Его можно увидеть в журналах, газетах, фильмах из Голливуда и телевизионных сюжетах», - отмечает Баварди. – «Но это шоу начинает разрушать все вышеназванное».

Шестой из восьми эпизодов «Всеамериканского мусульманина» вышел в эфир 18 декабря, среднее количество его зрителей за неделю составляет 1,2 млн. Предполагается, что последний эпизод будет показан 8 января, а телеканал TLC пока не принял решение о съемках второго сезона.

Среди героев реалити-шоу есть замначальника управления шерифа округа Уэйн Майк Джафар, организатор праздников Нина Бэззи Алиахмад и молодая супружеская пара, ожидающая первого ребенка.

В уже вышедших эпизодах реалити-шоу затрагивались разнообразные вопросы – как игроки школьной футбольной команды в разгаре сезона воздерживались от еды и даже воды в священный месяц Рамадан; проблема межрелигиозных браков и принятие веры, стремление женщин сделать карьеру и решение мусульманки относительно того, носить хиджаб или нет.

«В этих героях мне особенно нравится одна вещь – сильный голос мусульманских женщин в этом шоу», - говорит сопродюсер «Всеамериканского мусульманина» Майк Мусаллям, мусульманин родом из Дирборна.

19-летняя студентка университета Мичигана в Дирборне Марьям Фаваз считает, что это шоу показывает соответствующий действительности портрет типичной американской мусульманской семьи, очень похожей на ее собственную семью.

«У меня есть родственники-военные. Мой дед – ветеран, и большинство моих предков тоже ветераны американской армии», - говорит Фаваз. – «Мне правда интересно, неужели этого недостаточно, чтобы считаться нормальной американкой? Да ладно вам, Ассоциация семей Флориды, вы считаете, это недостаточно по-американски?»

С тех пор, как Lowe’s отозвала свою рекламу из эфирного времени этого шоу, несколько организаций призвали к бойкоту магазинов Lowe’s. Несколько магазинов компании уже столкнулись с протестами граждан.

Lowe’s выпустила заявление со следующим объяснением: «Похоже, что мы умудрились попасть в горячие дебаты, в которых звучат резкие мнения практически с каждой стороны и ракурса. Мы убеждены, что будет лучше, если мы с уважением оставим такие важные вопросы для обсуждения и рассмотрения самими сообществами, отдельными людьми и группами».

Вице-президент TLC по развитию Алон Орштейн рассказал, что телеканал рассматривал различные варианты в Сан-Диего, Вашингтоне и Северной Виргинии, прежде чем остановиться на мусульманах Дирборна.

«Когда мы выяснили, как обстоят дела в Дирборне, мы и правда решили сделать Дирборн и его сообщество новым героем нашего шоу» - говорит он.

Более 30% стотысячного населения Дирборна составляют арабоамериканцы, здесь арабская культура наглядно проявляется и в школах, и в магазинах, и в образе жизни. В витринах магазинов можно увидеть арабскую символику. Многие девушки-студентки носят хиджаб, повсеместно в продаже имеются халяльные продукты питания.

Этот город – родной не только для компании Ford Motor, но и для Исламского центра Америки, построенного в 2004 г. и считающегося крупнейшей мечетью Соединенных Штатов.

16-летняя Зейнаб Хаммуд говорит, что реалити-шоу спровоцировало настоящий ажиотаж в школе Фордсон, его обсуждают почти в каждом классе. – «Я считаю, это очень реалистичная картина. По-моему, это очень ценно, ведь люди по всей стране смогут вправду увидеть, кто такие мусульмане».

Одна из героинь шоу Анджела Джафар, сотрудница маркетинговой службы в автомобилестроительной компании и супруга замначальника полиции, говорит, что вначале не понимала, почему кому-то может быть интересно посмотреть на жизнь ее семьи в «американской мечте».

Ей кажется, что она каждый день делает то же самое, что и все остальные американцы – пытается уравновесить свою карьеру и семейную жизнь и идти в ногу со временем. Но увидев реакцию на эпизоды шоу, она стала понимать важность показа ее повседневной жизни по телевидению.

«Лучшая реакция, которую я получаю – «а я и не знала, что ты мусульманка», - говорит Джафар.

Перевела Зарина Саидова специально для Ансар.Ru



комментариев