Люди гибнут за металл!"... Не стареет это выражение, и все тут. Ну а как иначе, если данный "звон" позволяет управлять, владеть, распределять, продвигать и т. д. И не беда, что из-за него "край на край встает войной; и людская кровь рекой по клинку течет булата!". А по-соседству кружится вереница самоубийств, ближайшие родственники и вчерашние друзья становятся врагами, еще недавно не чаявшие души друг в друге любимые разводятся, тут как тут склоки, стрессы и т.д. и т. п. Но однозначное ли зло этот самый "кумир - телец златой!"? Всегда ли, "насмехаясь изменяет Он небес закон святой!"(1), будучи не в состоянии стать благом?
Безусловно, капиталистическая система будто предрасположена к поляризации населения по материальному благосостоянию. Поэтому у многих вызывает сомнение, насколько верно утверждение о предусмотренности Исламом уменьшения социального расслоения в обществе, если Коран признает частную собственность? Однако, с учетом того, что весь дух и логика Откровения однозначно свидетельствуют о равенстве для Создателя всех его творений, разве мог Всевышний допустить безучастное отношение к малоимущим? Кроме того, пропитанность Корана идеей баланса (равновесия) во всем сущем не могла не затронуть аспект взаимодействия (скажем так) богатства и бедности. Аллах "ниспослал Писание с истиной и Весы" ("Совет": 17), с подразумеванием под последними (согласно известному мусульманскому правоведу ХХ века Абд Ар-Рахману Ас-Саади), справедливого и разумного подхода к вещам.
В рассматриваемом же аспекте важнейший нюанс состоит в принадлежности всего исходного материала для богатства (как и пути к нему) исключительно Аллаху. Посему любые блага, полученные верующими, - от Всевышнего, Его дар (в пользование), но исключительно в контексте употребления части зарабатываемого во имя процветания общества. Это подтверждается призывом расходовать "из того, что Он дал вам в распоряжение" ("Железо": 7). При этом Господь обещает наказать "мучительными страданиями" накапливающих "золото и серебро" и нерасходующих "их на пути Аллаха", чье тело будет заклеймено сокровищами, раскаленными "в огне Геенны" ("Покаяние": 34-35). Богобоязненным же, осуществлявшим "пожертвования", облегчается "путь к легчайшему"("Ночь": 5, 7).
Следовательно, Аллах фактически передал на хранение массе лиц часть своей собственности, предусматривая не только использование (вкушение) и приумножение вверенного им имущества Всевышнего, но и (в случае появления излишков) оказания содействия неимущим. Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей, слушайте, повинуйтесь и расходуйте во благо самим себе, конкретизирует Господь, но лишь раздающие "свое богатство" будут преуспевшими ("Взаимное обманывание": 16-17).
В то же время, изначально разъяснив ситуацию, Аллах предоставил своим творениям право выбора (в достижении и пользовании богатством). Поэтому неслучайным представляется нередко происходящее испытание Господом созданий в этом направлении. "Пусть не восхищают тебя их имущество и дети. Аллах желает только наказать их детьми и имуществом в мирской жизни, дабы они расстались со своими душами неверующими" ("Покаяние": 54-55). Здесь явно высвечивается проверка Аллахом личности, испытание богатством, насколько он будет благодарить за оказанную ему милость.
Мало этого, богатство не поможет тому, "кто не уверовал" ("Семейство Имрана": 10). Принятие пожертвования может оказаться непринятым у "нехотя" осуществляющих его, не верующих в Аллаха и Его Посланника, а также "лениво" совершающих намаз ("Покаяние": 54). Последние нюансы оказываются характерными для лиц, преступающих "границы дозволенного", когда ему кажется, "что он ни в чем не нуждается" ("Сгусток": 5-8). К слову, здесь улавливается аналогия с библейским: "Когда будешь есть и насыщаться", построишь «хорошие домы», приобретешь много скота, серебра и золота, смотри, чтобы "не забыл ты" Господа, "ибо Он дает тебе силу приобретать богатство" (Библия Втор. 8 :18).
Тем самым, однозначно просматривается, что богатство - суть благо, если расходуется (используется) оно во имя Аллаха, в частности, в аспекте выделения доли верующим "своего имущества для просящих и обездоленных" ("Ступени": 19-25). Безусловно, первоначально индивидуум удовлетворяет потребности своей семьи, вслед за чем помогает и обществу. Как конкретизировал президент Всемирного Исламского университета (Исламабад, Пакистан) Хусейн Хамид Хассан, Ислам всегда учитывал естественное стремление человека обладать чем-либо. Это инстинкт стимулирует человека ответственно относиться к трудовой деятельности, активно исследовать новые природные ресурсы и расширять производство, приводя к процветанию общества и благу общины. Но шариат предоставляет право государства на взимание части собственности "и ее распределение между нуждающимися нетрудоспособными больными, малолетними, инвалидами, стариками, женщинами, теми, кто не имеет работы и не может заработать себе на пропитание, хотя способен и готов это делать, а также не имеющими достаточных средств для содержания семьи". Говоря другими словами, Ислам подходит к системе частной собственности "на принципах справедливости и милосердия", предусматривающих как владение трудящимся "продуктом своего труда", так и оказание финансовой поддержки нетрудоспособным"(2).
Т. е. фактор богатства несет, по Корану, не индивидуалистический характер, а социумный, что обосновывается стремлением Ислама к созданию монолитного общества, позволяющего всем его членам иметь достойный уровень жизни. В свое время Фридрих Энгельс писал, что "всякое благо для одних необходимо является злом для других"(3). Именно в целях недопущения развития ситуации в данном направлении, могущим привести к нежелательным проявлениям (последствиям), сказанное Всевышним приобретает особый оттенок! Подход к получению и расходованию богатства, основанный на словах Аллаха, это реальный путь к процветанию общества, поддержанию в нем стабильности и безопасности.
1.Использованы строки из либретто к опере Ш. Гуно "Фауст" (ария Мефистофеля)
2.Доктор Хусейн Хамид Хассан. Право на частную собственность в исламе
http://constitutions.ru/archives/8029
3.Ф. Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства