Промоушн Ислама. Уроки IslamExpo

Сегодня уже неактуально говорить и писать о том, что мусульмане обязаны вести призыв к Исламу (дава’ат). Об этом известно каждому мало-мальски образованному приверженцу этой религии. Но вот как это делать в условиях современного мира, используя все возможные средства и приемы, какие технологии и методы можно предложить мусульманскому проповеднику XXI века – это, действительно, интересная тема для анализа.

Исламский стандарт Public Relations

Интересно проследить кораническую логику относительно необходимости ведения исламского призыва. Об обязанности мусульман заниматься дава’атом, всей своей жизнью и усердием являться примером, образцом и воплощением мусульманской религии, Аллах Всевышний говорит: «Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины, чтобы вы свидетельствовали обо всем человечестве, а Посланник свидетельствовал о вас самих» (2:143).

При этом Всевышний в достаточно жесткой форме напоминает мусульманам о том, что за выполнение их миссии по распространению и возвышению слова Аллаха среди людей, с верующих будет обязательно спрошено: «Мы непременно спросим тех, к кому были отправлены посланники, и непременно спросим самих посланников» (7:6). И одновременно с этим в Коране существует не менее жесткий запрет на применение силы и принуждения в том, чтобы склонять силой людей к принятию Ислама: «Нет принуждения в религии» (2:256).

Данные жесткие предписания мусульманам со стороны Всевышнего на протяжении всей своей жизни и примером всей своей жизни вести призыв к Исламу и одновременно с этим не допускать ни малейшего принуждения к его принятию, заставляют верующих искать наиболее эффективные методы привлечения людей к истине.

Книга Всевышнего ясно и недвусмысленно очерчивает фундаментальные основы исламского призыва, основы того, как мусульманам следует вести продвижение Ислама в обществе. Аллах говорит относительно этого: «Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди диспут с ними наилучшим образом» (16:125).

Таким образом, Всевышний Сам предлагает Своим рабам четко обозначенный метод продвижения Ислама в обществе – путем создания Исламу привлекательного образа, красивой подачи, создания у людей интереса к нему, возбуждения и поддержания в них постоянного любопытства, желания узнать о нем побольше, принять и посвятить ему всю свою жизнь.

Фактически мусульманам предлагается разработать целую индустрию по продвижению в окружающем немусульманской обществе положительного имиджа своей религии и своей общины, по выстраиванию с окружающими системы обратных связей, системы эффективного культурно-просветительского взаимодействия. Основной же целью этих усилий должно являться привлечение как можно большего количества симпатизирующих сторонников и преданных верующих.

Наилучшим примером и наиболее успешной моделью подобной системы взаимоотношений всегда являлась Сира или жизненный путь Посланника Аллаха (мир ему). На современном языке подобная система взаимоотношений называется Public Relations, сокращенно – PR, в русском произношении – «пиар», или в переводе – связи с общественностью. А Сира Посланника Аллаха (мир ему) являлась самым успешным PR-проектом за всю историю человечества.

Индустрия PR на службе Ислама

За последние годы западные страны проделали огромную работу по детальной разработке и успешному применению технологий PR. Под Public Relations сегодня принято понимать целую стратегию по продвижению имиджа человека, компании или политического движения в обществе. Основным инструментом в этом продвижении выступает изучение потребностей общества, предоставление обществу достоверных сведений, выстраивание эффективных связей и информационно-культурного обмена.

В экономической сфере, связанной с необходимостью увеличения продаж товаров и услуг, индустрия продвижения в обществе определенного объекта уже попадает в сферу Promotion, в русском произношении «промоушн», или в русском переводе – продвижения продаж.

Зачастую в современном обществе приходится поддерживать продвижение крупного заказа, как например, имиджа правящей партии, или готовящейся Сочинской олимпиады, или правительственной концепции реформ. В таком случае на помощь человеку приходит весь комплекс PR-технологий, Promotion, продвижения положительного образа через коммерческий сектор, через сферу услуг, развлечений, досуга и т. д.

Все эти технологии вкупе могут включать в себя весь спектр инструментов политической, социальной и коммерческой рекламы, организации массовых мероприятий, лекций, пресс-конференций, выставок, благотворительных марафонов, молодежных лагерей, спортивных мероприятий, концертов, рекламного хэппенинга, как театрализованного представления с элементами импровизации для вовлечения публики в само представление и т. д.

Для активных и ищущих мусульман вопрос заключается в том, можно ли использовать все эти наработки социально-политического и коммерческого продвижения в деле увеличения интереса и знаний людей об Исламе? Необходимость вести призыв каждым своим шагом и поступком, и одновременный запрет на использование насилия и принуждения просто обязывает нас взять на вооружение все эти технологии.

Британский мусульманин и проповедник Ислама с солидным стажем Дауд Мэтьюс еще несколько лет назад в ответ на вопрос о том, какие методы применяют его единоверцы-соотечественники для популяризации Ислама и его продвижения в обществе утверждал, что мусульмане Туманного Альбиона уже давно и успешно практикуют весь спектр этих приемов.

Он в своем ответе перечислил уличный призыв, использование мусульманами для призыва общественных мест, таких как рынки, Гайд-Парк и Регентс-парк в Лондоне, разнесение добровольцами информационных буклетов об Исламе по конкретным адресам, социальную рекламу в газетах и журналах, отслеживание обратной реакции, поддержание интернет-сайтов и форумов, производство телевизионных передач, выступления в школах, университетах, церквях, межконфессиональные конференции, круглые столы, выставки, совместные обеды, беседы и многое другое.

Действительно, следует признать, что у британских мусульман накоплен огромный опыт в эффективной организации исламского призыва в современном обществе. И что самое главное, они готовы поделиться своим опытом с любым желающим.

Несомненной же кульминацией усилий британских мусульман по комплексному, стратегически выверенному продвижению привлекательного образа Ислама в западном обществе стало крупнейшее мероприятие в истории западных мусульман - IslamExpo.

Уроки IslamExpo

IslamExpo – это крупнейшая международная мусульманская выставка, основной целью которой является привлечь интерес широких масс к Исламу, показать все многообразие и разносторонность культуры Ислама, пути развития современной исламской мысли, а также обсудить те проблемы, с которыми сталкивается умма сегодня. Данное мероприятие даже сложно назвать выставкой. Скорее, это регулярно проводимый фестиваль исламской культуры и наследия, показ достижений мусульман в самых разных сферах, целый комплекс проектов от театрализованных шоу до спортивных состязаний, научных конференций и кулинарных поединков. Крупнейшее мероприятие состоялось в 2008 г.

Праздник проходит по 3-4 дня. Он стал крупнейшим исламским культурным событием Европы, а число его посетителей превышает 40 тысяч человек. Какому еще проекту мусульман удавалось охватить такое количество людей сразу?

В числе инициаторов и спонсоров выставки выступали более 100 организаций, среди которых – крупные исламские банки Британии, СМИ (в частности, телеканалы Al-Jazeera, Muslim Channel, Al-Hiwaar), Арабско-британская коммерческая палата, Британская футбольная ассоциация, турфирмы, работающие с арабскими странами, международная организация по правам человека, крупнейшие исламские и европейские университеты и многие другие.

На этом празднике Ислама можно слушать лекции и нашиды (мусульманские песнопения), блуждать по сказочным галереям и садам, изучать выставки, посещать показы мод только для женщин, пробовать восточные яства, встречаться с шеф-поварами мероприятия и выведывать у них секреты их мастерства, наслаждаться фильмами и театральными постановками, выбирать роскошные ткани и путешествовать в прошлое с помощью интерактивной исламской машины времени.

Любой посетитель может выбрать себе занятие по вкусу, мог предпочесть тот пласт исламской культуры, который ему ближе. Для любителей интеллектуальной мысли были открыты лекционные и дискуссионные залы, где крупнейшие мыслители Ислама, журналисты ведущих СМИ и политики обсуждали самые острые проблемы современной уммы – от интеграции в западное общество до палестинской трагедии и угрозы терроризма.

Желающие провести время с интересом могут посетить бесчисленное множество площадок с традиционно арабскими рыночными театральными постановками, спортивными мероприятиями, кинопоказами, показами исламской моды, изысканной росписи рук хной, прогуляться по прохладным восточным садам, насладиться искусством исламской каллиграфии и уличного граффити.

Для гурманов открыты все секреты восточной кухни, для любознательных - доступные залы познания и исламского научного наследия, для желающих заработать были предоставлены возможности завязать деловые контакты и обговорить контракты. Но самое главное, для любого желающего узнать об Исламе организаторы создали все условия, чтобы он мог получить на свои вопросы самые исчерпывающие ответы.

Таким образом, данный фестиваль и праздник исламской культуры воплощает и соединяет в себе всю красоту исламской религии и наследия, все мусульманское гостеприимство и радушие, все последние достижения индустрии продвижения положительного и привлекательного образа целой цивилизации, все технологии возбуждения и закрепления интереса человека к религии Истины.

А самое главное, наши братья в Британии, которые прошли долгий и сложный путь по выстраиванию исламской активности в новой для себя стране, в окружении немусульманского общества, смогли найти наилучший способ реализации предписания Всевышнего: «Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом»(16:125). Их опыт, конечно, должен быть хорошо изучен и адаптирован в нашей стране.



комментариев