Ислам стал важной частью американского дискурса в преддверии выборов 2012 года – кандидаты отовсюду, похоже, изо всех сил стараются занять ту или иную позицию по Исламу ради политической выгоды.
По всей стране растущая исламофобия существенно затруднила для мусульман строительство мечетей и религиозную практику, хотя их право на это закреплено в Первой поправке к конституции США. В нынешней гонке за выдвижение на пост президента некоторые кандидаты отличились выраженными негативными комментариями об Исламе и мусульманах в попытке повысить свою популярность среди граждан, которые, в их понимании, с подозрением относятся к мусульманам или Исламу. Например, бывший кандидат в президенты Херман Кейн пообещал в случае избрания не назначать мусульман в свою администрацию.
Это наглядно демонстрирует недавние тенденции. В 2010 г. некоторые кандидаты в Конгресс от республиканской партии эксплуатировали проект мусульманского общественного центра Park 51, именуемого в народе «мечеть на граунд-зиро», и страх перед Шариатом, из которого проистекают законы Ислама, чтобы привлечь избирателей к своему делу. А уже избранные в Конгресс политики, такие как Питер Кинг, использовали свои назначения в комитетах для того, чтобы обвинить американских мусульман в радикальности несмотря на то, что многочисленные опросы и исследования опровергают этот факт.
Однако в Республиканской партии есть и те, кто избегал подобных заявлений, в т.ч. кандидаты в президенты Митт Ромни и Рон Пол, а также губернатор Нью-Джерси Крис Кристи, который назначил мусульманина Сухайла Мухаммеда на пост судьи штата несмотря на яростную оппозицию. Индивидуальная толерантность или страх перед теми или иными группами не ограничивается политической элитой. Исследование, проведенное в сентябре 2011 г. двумя аналитическими организациями, институтом Брукингса и общественным институтом исследования религии, выяснило, что более 47% американцев считают Ислам и американские ценности совместимыми; при этом примерно такая же доля испытывает дискомфорт по поводу присутствия Ислама в Америке.
Множество событий слилось воедино, чтобы сформировать негативное отношение к Исламу и мусульманам в умах некоторых американцев: события 11 сентября 2001 г., последовавшая за ними десятилетняя «война против террора», в т.ч. американское военное вторжение в Ирак и Афганистан, несколько попыток проведения терактов лицами мусульманского происхождения в Америке, а также предвзято-негативное освещение ряда политических и социальных событий в мусульманском мире. Нынешние проявления исламофобии являются последствием очень сложной цепочки событий и обсуждений, связанных с этими событиями.
И все же вместо того, чтобы крушить мусульман, американским лидерам стоит продемонстрировать свой потенциал и возглавить реализацию более сложной задачи – борьбы с нетерпимостью. В конце концов, эта страна была основана на идеалах религиозной толерантности, плюрализма и демократических свобод.
Совсем несложно доказать, что американские мусульмане хорошо интегрированы в общество и являются весьма полезным активом нации. Крупное исследование, опубликованное исследовательской и социологической организацией Gallup в августе 2011 г., продемонстрировало, что американские мусульмане достаточно интегрированы и являются преданными гражданами. В действительности, это показывает, что исламофобия не влияет на экономическое благосостояние большинства американских мусульман.
Я понимаю, почему некоторые кандидаты на пост президента на выборах 2012 г. поддаются искушению эксплуатировать нетерпимость – ведь негативное отношение к Исламу среди республиканцев в целом превышает общенациональный уровень негатива, согласно сентябрьскому исследованию института Брукингса. Но это также возможность для того, чтобы кандидаты продемонстрировали свою готовность стать президентами, свое понимание духа американской конституции и приверженность идее поддержки этого духа вопреки тому, что могут порекомендовать их советники по предвыборной стратегии.
Кандидаты на пост президента не должны обращаться к наихудшему общему знаменателю. Многие немусульманские политические и религиозные лидеры, как миряне, так и духовенство, в последние годы систематически участвуют в межрелигиозном диалоге с мусульманами. Многие из них встали на защиту своих друзей-мусульман и американских мусульман в целом, когда участились исламофобские инциденты, такие как противодействие строительству мечетей или лживые обвинения в адрес мусульманских лидеров.
Консервативные круги заполнены адекватными и понимающими лидерами, такими как губернатор Кристи или христианский пастор Рик Уоррен, которые успешно наладили отношения с американскими мусульманами. Уоррен, возглавляющий крупную церковную общину на юге Калифорнии, выступил на ежегодной конференции Исламского общества Северной Америки в июле 2011 г. несмотря на раздававшуюся в его адрес критику за участие в этом мероприятии. Кандидаты-республиканцы могли бы обратиться за опытом к этим лидерам. Демонстрируя свои умения в борьбе с нетерпимостью, эти кандидаты определенно принесут пользу своим же предвыборным кампаниям, а также общей межрелигиозной ситуации в стране.
Перевела Зарина Саидова специально для Ансар.Ru