Как известно, один снаряд в одну воронку не падает. Так гласит народная мудрость. Так-то оно так, но иногда бывают исключения. Не закончился еще суд по первому случаю, а поезд «Невский экспресс» снова оказывается в эпицентре трагических событий. Причем географически крушение состава произошло примерно в одном и том же месте – как в 2007, так и в 2009 годах. И сегодня вопрос «Что же на самом деле случилось?» не менее актуален, чем более двух лет назад.
В результате крушения 27 ноября 2009 года поезда «Невский экспресс» на границе Тверской и Новгородской областей погибло порядка 40 человек. ЧП произошло в районе города Бологое в пятницу в 21:30. Ранены около ста человек. Число жертв и пострадавших уточняется, к сожалению, только в сторону увеличения.
На месте трагедии обнаружены элементы взрывного устройства, - сообщил официальный представитель СКП РФ Владимир Маркин. «Действительно, речь идет о теракте», - сказал он. По факту крушения «Невского экспресса» уголовное дело возбуждено по двум статьям - 205 (терроризм) и 222 (незаконный оборот оружия и боеприпасов) УК РФ. Как сообщил источник в РЖД, бомбу могли заложить в вагоне самого поезда.
«Рядом с железнодорожным полотном была обнаружена воронка диаметром в один метр. Очевидцы перед ЧП слышали сильный хлопок. Все это может говорить о возможном теракте», - сообщили в правоохранительных органах Москвы.
«Невский экспресс» (№ 165/166) – это элитный скоростной пассажирский поезд, курсирующий между Москвой и Санкт-Петербургом. Время в пути – всего 4 часа 30 минут. Этим рейсом пользуются крупные бизнесмены и высокопоставленные чиновники.
При крушении «Невского экспресса» лишился жизни бывший сенатор от Петербурга, в последнее время работавший главой госкомпании «Российские автомобильные дороги», Сергей Тарасов. Кроме того, в катастрофе поезда Москва - Санкт-Петербург погиб руководитель Федерального агентства по государственным резервам (Росрезерв) Борис Евстратиков.
Небезынтересно и то, что в вагоне, который больше всего пострадал при подрыве «Невского экспресса», найден кейс с 1,5 кг героина. Как рассказал источник в правоохранительных органах, 0,5 грамма героина стоит 800-900 рублей. Таким образом, цена 1,5 кг героина может составить более 2,5 млн рублей.
Однако криминальная версия следствием не рассматривается, по крайней мере, в числе приоритетных. Глава РЖД Владимир Якунин считает, что нынешний подрыв поезда «Невский экспресс» напоминает события 2007 года. «Подрыв произошел по схеме, очень напоминающей происшествие двухлетней давности», - сказал он в ходе селекторного совещания в оперативном штабе по ликвидации последствий ЧП.
Правозащитники, со своей стороны, заявили, что радикальная националистическая группировка «Combat 18», которая уже взяла на себя ответственность за подрыв «Невского экспресса», вполне реальна. «Эти люди реально существуют», - сказала заместитель директора аналитического центра «Сова» Галина Кожевникова.
По ее словам, «Combat 18» как группировка скинхедов возникла в Европе, и с 1990-х годов в России есть люди, которые называют себя ее активистами. «Это очень старый брэнд. В России давно есть люди, которые реально приписывают себя к этой известной неонацистской международной сети», - сказала Кожевникова. Однако, «ничего не мешает какой-нибудь группировки скинхедов назвать себя частью «Combat 18», - считает она.
«Два дня назад они взяли на себя ответственность за подбрасывание муляжа бомбы в метро в Санкт-Петербурге. При этом они сообщили подробности, которых не было в прессе», - сообщила Кожевникова. Кстати, «нацистский след» рассматривался и в крушении 2007 года. Но тогда все-таки была принята за основную версия теракта, совершенного сторонниками чеченских сепаратистов.
История первой трагедии в новгородских лесах такова. 13 августа 2007 года в на перегоне Окуловка-Малая Вишера пассажирский поезд номер 166 Москва-Санкт-Петербург «Невский экспресс» сошел с рельсов. Катастрофа произошла в районе моста на 179-ом километре Октябрьской железной дороги. Никто не погиб. Пострадали 60 человек, 30 были госпитализированы.
Согласно данным представителя Новгородской облпрокуратуры, это был теракт, совершенный группой, действовавшей под контролем Доки Умарова, главы «Эмирата Кавказ». В организации теракта, изготовлении и установке взрывного устройства подозревается «российский Бин Ладен» - бывший военнослужащий Павел Косолапов, перешедший на сторону сепаратистов и находящийся в розыске.
По подозрению в причастности к теракту в октябре 2007 года были задержаны Саламбек Дзахкиев и Макшарип Хидриев, которые, согласно сведениям СКП, приобрели и доставили в Маловишерский район взрывчатку. Подсудимым грозит лишение свободы на срок до 20 лет. Дзахкиев и Хидриев виновными себя не признают. Первое заседание суда состоялось не так давно – 30 июня. Процесс все еще продолжается.
Как пятничная трагедия повлияет на ход суда по делу 2007 года, сказать сложно. Но если сегодня следствие склоняется к «нацистскому следу» и к тому, что второй теракт на железной дороге идентичен первому, не значит ли это, что надо пересмотреть версию крушения 2007 года. Иначе приходится признать, что кавказское «лесное подполье» и т.н. русские фашисты действуют сообща. Версия, конечно, интересная для «кухонной политологии», но бесконечно далекая от реальности.
Вслед за случившемся в блогах и на форумах сразу же появились народные конспирологические версии о политтехнологических целях теракта. Рассуждения можно свести к тому, что авторы крушения стремятся таким образом усилить аппаратные позиции того или иного политика посредством раскрутки очередного образа врага, под флагом борьбы с которым можно будет свести счеты с противниками и решить свои задачи. Другая версия в этом ряду – теракт призван вывести на широкую арену кого-то из бывших неофициальных кандидатов в преемники Владимира Путина на посту президента.
Если углубляться по методу «кому это выгодно», можно попытаться выстроить и другие версии случившегося в 2007 и 2009 годах. Два года назад говорили о предвыборном характере теракта, о возможной причастности к нему ОПГ Северо-запада России, а также окружения бывшего новгородского губернатора Михаила Прусака, ушедшего в отставку накануне трагедии, и даже крупного бизнесмена Микаила Гуцириева, проблемы которого с «Русснефтью» тогда как раз набирали оборот. К слову, как пишут в СМИ, компания должна в ближайшее время вернуться к прежнему владельцу.
Между тем, фактически официальной признана версия теракта крайне правых, поиски которых в новгородских и тверских лесах уже начались. Но мне лично трудно почему-то избавиться от ощущения, что произошедшее – техногенная катастрофа.
Еще утром в субботу МЧС сообщало, что поезд мог сойти с рельсов из-за отключения подачи электричества на железной дороге. Но представитель «Русэнергосбыта» потом заявил, что электроснабжение железнодорожных путей не прерывалось. Минтранс же рассматривает в качестве возможной причины технический сбой стрелки железнодорожных путей. Источник в ведомстве сообщил, что из-за перепада электрического напряжения стрелка на линии железнодорожных путей могла перевестись, что привело к аварии.
К сожалению, российская транспортная инфраструктура пребывает в удручающем положении, зачастую даже на элитных направлениях. Кроме того, в последние годы стал особенно резко ощущаться недостаток квалифицированных кадров практически во всех отраслях хозяйства – старые спецы уходят, а многим молодым, получавшим образование в «лихие 1990-е», не хватает подготовки. Стала распространенной причиной многих проблем, к счастью менее заметных, чем крушение поезда, элементарная халатность, которую в прессе и официальных документах наукообразно именуют «человеческим фактором».
Говорили, что одной из причин катастрофы на Саяно-Шушенской ГРЭС стало как раз то, что там реально не хватало специалистов. Кстати, тогда тоже никому не известные «русские моджахеды» взяли на себя ответственность за подрыв уникального объекта, на что мало кто обратил внимание. Всем было очевидно, что это как раз тот самый случай, когда признание в совершении преступления еще не может считаться доказательством.