Очередная годовщина столь значимой для России Победы в Великой Отечественной войне в этом году вновь прошла в сопровождении череды трагических и скандальных новостей. Конечно, крушение российского авиалайнера Superjet-100 в Индонезии с россиянами и иностранцами на борту – трагическое совпадение.
Однако 9 раненых в Дагестане полицейских именно в день 9 мая, «уроки патриотизма», которые дали люди в форме СС в детских садах и школах Латвии, а также скандал между Арменией и Азербайджаном по поводу парада Победы в Карабахе – случайностью никак не назовешь.
Нам нужна одна Победа…
Самая главная война пост-советской России на идеологическом фронте, в которой каждый раз, год за годом, мы грудью кидаемся на вражеские амбразуры – это битва за победу в давно уже завершившейся Великой Отечественной войне.
Желающих забрать у нас эту победу, оспорить ее, усомниться в цене, отданной за нее, с каждым годом все больше. И это не только боевики Северного Кавказа, «предательские» режимы новых прибалтийских демократий, но и свои же «братья-славяне» с «незалежной Україны», променявшие славянское братство и общую память о победе на штандарты дивизии СС «Галичина».
Как бы то ни было, желание окрестных народов оспорить общую историю и общее прочтение даже тех трагических событий понятно. Слишком уж противоречиво и кроваво складывалась наша общая судьба, как единого советского народа.
Понятно также и желание России любой ценой отстоять официальную версию истории той войны и значения той победы. При том, что мы сдали на поругание все, что могли из своей истории и общего прошлого, именно победа 45-го стала тем последним рубежом, за который мы бьемся не на шутку.
И дело здесь, отнюдь не в той дани памяти и уважения, которые современные чиновники все еще считают должными воздавать ветеранам той войны. Чувствовали бы они за собой хоть малую толику ответственности за них, они бы не жили сегодня в таких нищенских условиях.
Дело в том, что победа 45-го, и общее осознание ее значения всем населением – это та единственная историческая скрепа, которая еще скрепляет российский народ – славян и кавказцев, христиан и мусульман, верующих и неверующих, старых и молодых, как единый народ. При всей чудовищности этого осознаваемого нами факта – другой такой не оспариваемой никем исторической скрепы, которая бы сшивала судьбы разных народов страны в единую судьбу, у России нет.
Несомненно, ни одно другое историческое событие, во-первых, по-прежнему не переживается и не ощущается народами России, как общая трагедия и общая победа. Во-вторых, ни одно другое событие не прошло через судьбу каждой российской семьи.
В-третьих, ни одно другое историческое событие не сплачивало так народы России в едином порыве жертвенности и истинного братания перед лицом общего врага. В-четвертых, ни одно другое историческое событие при всех перечисленных выше факторах не обладает в исторической памяти народа той актуальностью, свежестью, «недавностью», каковой обладает победа 45-го.
Но сегодня нашу Победу пытаются оспорить все кому не лень – свои историки-ревизионисты, неофашисты из стран Прибалтики и Западной Украины, радикалы из Европы и США. Российская элита в этой ситуации чувствует себя, как в осажденной крепости.
«Великая Победа» над СССР
Для боевиков Кавказа советские и российские праздники давно уже перестали нести тот сакральный смысл, что для большинства россиян. Эта категория людей напрочь отвергла все советское и российское культурное и историческое наследие и строит собственную версию истории.
Так в среде кавказских боевиков не признается подвиг советского народа в его победе над фашизмом. Они воспринимают ту войну, как ничего не значащее для их собственных идеологических интересов событие – столкновение одинаково враждебных исламу и мусульманам безбожных держав – нацистской Германии и сталинского СССР.
Весьма характерный комментарий по этому поводу дал один из идеологов чеченских боевиков Саад Минкаилов в своем комментарии относительно чествования в современной Чечне ветеранов Великой Отечественной. С его слов, чеченские солдаты, которых к 45-ому году не успели сорвать с фронта и выслать в Среднюю Азию, должны были выбросить советские знамена, перейти линию фронта и перейти на стороны союзников – Британии и США.
Кавказские боевики, напрочь отвергая героику советской истории, пропагандируют собственную историю со своими значимыми датами и героическими победами. Для них Великой Победой является не победа СССР в Великой Отечественной, а победа, которую, якобы, одержали афганские моджахеды над армией Советского Союза, что привело к выводу советских войск из Афганистана.
Для кавказского подполья характерна героизация самих кавказских боевиков, бойцов движения «Талибан», боевиков аль-Кайды и т.д. Оттого весьма показательны их нападения на представителей власти именно в день празднования Победы всеми остальными россиянами.
Напомним, что именно 9 мая 2002 года в дагестанском Каспийске во время парада, посвящённого Дню Победы, был совершен теракт, в результате которого погибли 45 человек. По официальной версии, теракт был организован лидером дагестанских боевиков Раппани Халиловым.
Именно 9 мая 2004 года во время концерта по случаю Дня Победы в Грозном был совершен теракт, в результате которого погиб президент Чечни Ахмат Кадыров. Два года спустя ответственность за этот теракт взял на себя один из лидеров чеченских боевиков Шамиль Басаев.
Нападения боевиков на сотрудников правоохранительных органов и представителей власти именно в день 9 мая случались все последующие годы. В этом году в результате подобных нападений только в Дагестане были ранены 7 полицейских. Эти нападения произошли в Избербаше и около селения Мужукай Бабаюртовского района республики.
Прибалтийский и Украинский фронт
Пост-советские прибалтийские республики, а также определенные силы в братской вроде Украине, также год за годом наносят общей памяти и общему празднику Великой Победы ощутимые удары. Цели этих сил понятны – переписать историю Великой Отечественной войны и добиться от России признания “советской оккупации” Прибалтики и Западной Украины.
Так, в конце апреля на Западной Украине, во Львове, у памятника герою Украины Степану Бандере регулярно проходят “Марши величия духа” в честь дивизии СС “Галичина”, состоявшей из украинских добровольцев. В этом году акцию организовали автономные националисты. Участие в событии приняли около полутора тысяч человек.
Для участия в акции приехали гости из украинских городов: Киева, Тернополя, Умани, Винницы, Сумы, Ровно, и даже из российского Петербурга. А в канун 9 мая националистическая организация «Союз украинской молодежи» решила провести в Киеве собственное мероприятие в противовес официальному Дню Победы.
Этим мероприятием стал коллективный молебен по дивизии СС «Галичина». «Праздник Победы для собравшихся – это никакой не праздник, – отметил координатор акции Олег Слабоспицкий, – В Украине эта победа над нацизмом, к сожалению, обернулась оккупацией Советским Союзом».
Что касается Прибалтики, то именно здесь ревизия истории советского периода проводится наиболее последовательно. Причем ревизия истории Второй мировой войны в неприкрытом антисоветском духе стала для руководства и политических сил прибалтийских стран обоснованием антироссийской политики.
Первоначально ревизия значения Победы над фашизмом было только предлогом, но постепенно оно стало приобретать самостоятельную ценность. Сегодня масштабы этой ревизии уже таковы, что под этим предлогом идет открытая легализация и возрождения откровенно фашисткой идеологии и политической практики.
Так, недавно, накануне Дня легионеров, во многих латвийских школах прошли “уроки патриотизма”. На этих уроках учителя рассказывают детям о том, как латышские легионеры СС бок о бок сражались с немецкими войсками против советской армии.
Весной этого же года подобный «урок патриотизма» прошел в рижском детском саду “Pucite” (“Совушка”). На этом уроке мужчины, одетые в форму легиона Waffen SS, демонстрировали детям в возрасте трех-четырех лет самое настоящее боевое оружие легионеров, их одежду и экипировку.
Как отмечает “Telegraf.lv”, на фотографиях с “урока” также присутствует Имант Парадниекс, депутат латвийского Сейма от национального объединения “Все для Латвии!” – “Отечеству и свободе”, которое входит в правящую парламентскую коалицию.
Карабахская битва
На этом фоне совсем неожиданный скандал разразился в казалось бы весьма далеком от этих идеологических столкновений месте – в Карабахе. Так, в эти дни МИД Азербайджана выразил недовольство военным парадом, который прошел 9 мая в Степанакерте — столице непризнанной Нагорно-Карабахской Республики.
Как сообщают СМИ, поводом для раздражения в Баку стало также то, что в параде принял участие президент Армении Серж Саргсян. В азербайджанском МИДе заявили, что считают произошедшее провокацией. “Такая деструктивная позиция демонстрирует неготовность армянской стороны конструктивно вести переговоры”, – сказал пресс-секретарь министерства Эльман Абдуллаев.
Однако возмущение азербайджанской стороны становится понятным, если учесть еще одну подробность этого события. Как сообщает Armenia Today, парад в Степанакерте, был посвящен не только 67-ой годовщине победы в Великой Отечественной войне, но и «20-летнему юбилею взятия города Шуша армянскими войсками» (в ходе Карабахской войны) и «формирования Армии обороны НКР».
Мероприятие проходило на центральной площади Степанакерта. В параде были задействованы пехота, бронетехника и артиллерия. Помимо Саргсяна и президента непризнанной НКР Бако Саакяна присутствовали Католикос всех армян Гарегин Второй, а также бывший президент Армении Роберт Кочарян.
При этом сам день 9 мая и в Азербайджане, и в Армении является официальным праздничным днем. И азербайджанский, и армянский народы, как утверждают официальные пресс-релизы, чтут «память сотен тысяч своих сыновей, которые в годы Второй мировой войны сражались против фашизма в рядах вооруженных сил Советского Союза и союзников».
Для России же этот дипломатический скандал между Азербайджаном и Арменией в день Великой Победы чреват еще большим осложнением перспектив разрешения изрядно затянувшегося конфликта вокруг Карабаха.
Фашизм в собственном тылу
На всем этом печальном фоне наша страна продолжает героически воевать со всем миром сразу. Россия ведет перманентные войны то с НАТО, норовящим распространить свое влияние на пост-советское пространство, то со своими соседями по продуктовым и газовым контрактам, то с уже упомянутыми уже ревизионистами нашей версии истории…
И именно им российская элита и проигрывает свою самую главную битву – битву за политическую легитимность, которая во многом строится на героике Великой Победы. А поскольку российская политическая элита является на международной арене правопреемницей советской элиты, становится понятным, каким большим значением советское историческое наследие обладает для наших властей.
Непонятно только, почему при всем этом наша элита настолько косноязычна в отстаивании значения такой дорогой для россиян и для нее самой победы. Почему при такой агрессивной информационной, идеологической и культурной политике западных конкурентов, мы, претендующие на статус сверхдержавы, отстаиваем свои интересы методами времен подавления пражской весны 68-го года.
Ведь историческая память и ее актуализация – это поддержание огня, а не хранение пепла. И любые наши попытки административным образом запретить пересмотр итогов Великой Отечественной, «не пущать», ввести уголовную ответственность, обидеться на соседей, дипломатически оскорбить – не спасут нашей победы.
Ее значение можно только вновь и вновь утверждать на каждом новом историческом этапе, постоянно находя новые способы ее актуализации, наполняя и укрепляя новыми смыслами. Но при всем этом перед российским обществом без ответа остается самый главный вопрос – почему при столь жестком отпоре прибалтийским и украинским фашистам, наши политики потворствуют возрождению фашизма у себя в стране…