Кресты на мусульманской земле: непреднамеренная провокация?

Дорога из аэропорта Минеральных Вод до моего родного села Учкекен в Карачаево-Черкесии проходит в основном через негусто населенные пункты. Ближе к Карачаево-Черкесии еще на территории Ставропольского края начинаются территории, заселенные мусульманами. Один из таких населенных пунктов - поселок Мирный.

В мае этого года, как всегда, возвращаясь домой на машине, при выезде из Кисловодска, на территории поселка Мирный моему взору открылась удивительная и неожиданная картина: у дороги на невысоком холме возвышался высокий крест бежевого цвета.

Увидеть христианский символ на земле населенной преимущественно мусульманами не просто удивительно, но и во многом непонятно для меня.

Через пару дней на нем выгравировали надпись: «Господи, храни град сей!».

На мое недоуменное выражение лица друзья отвечали, мол, ну ладно, Кисловодск с разных сторон сейчас этими крестами окружен.

Зачем и кто установил там крест?

Разобраться с этим на месте мне не удалось. Не хватило времени от запланированных дел. Жители Кисловодска говорили, что это инициатива местной епархии РПЦ.

Объясняется это тем, что крест установили, чтобы проезжающие поминали Бога при виде креста.

Официально в новостях указывалось, что кресты устанавливаются «дабы, отправляясь в путь или входя в село, человек вознес благодарственную молитву Господу и небесным заступникам».

Далее говорится, что «возрождение древней православной традиции в Кисловодске - явление социальное, которое, по мнению горожан, руководства и церкви, необходимо и очень востребовано для людей. Крест на въезде в город станет святым местом поклонения не только для проезжающих мимо путешественников, но и для молодоженов, начинающих совместную жизнь, чтобы получить благословение на счастливое супружество».

Все хорошо, если бы не одно но: зачем устанавливать крест на земле, где проживают мусульмане?

И еще интересно, каких православных проезжих со стороны Карачаево-Черкесии в сторону Кисловодска ожидают увидеть служители Церкви?

Даже если таковые и есть, то их очень мало по сравнению с тем количеством мусульман, приезжающих из Карачаево-Черкесии в Кисловодск, и каждый день теперь вынужденных наблюдать шестиметровый крест на «своей» земле.

Евгения Мезенцева, атамана кисловодского хутора Ермолова, журналисты спросили: «Кто и для чего установил этот крест?». На что, тот ответил, что инициировали установку креста казаки, а поддержали администрация, депутаты и все национальные общины города.

Видимо, речь шла о кресте со стороны хутора Ермолова, а вот кто инициировал установку креста у поселка Мирный так и осталось загадкой. Нетрудно, однако, догадаться, что инициаторы и там и там одни и те же.

Тогда возникает вопрос, каким образом национальные общины мусульман Кисловодска вдруг согласовали такую установку? Спрашивали ли жителей поселка Мирный? Или может просто национальные общины мусульман Кисловодска уже не подпадают под понятия «все»?

Установка этих крестов проходила в торжественной обстановке в присутствии владыка Феофилакта, главы города Натальи Луценко, председателя городской Думы Сергея Финенко и других официальных лиц

Но больше всего интересны мнения простых православных на установки этих крестов. Приведу лишь несколько.

«На въезде в Кисловодск установили Поклонный Крест. Комментировать такие деяния смысла нет. Это нужно! Но вот когда при этом выступают так сказать «слуги» народа и желают нам счастья и благополучия, это как-то… Возникает вопрос. А крестов от чиновников нет?»

«Толку от этих крестов? Они и себя не смогут защитить, если местные мусульмане захотят его вырыть, как же они город защитят?»

Все, наверное, так и забылось бы, несмотря даже на то, что крест поставлен со стороны въезда в Карачаево-Черкесию, если бы не два случая, про которые я недавно узнал.

Первый момент: крест преткновения в Крыму

В Крыму, в городе Феодосия, недавно местное казачество вступило в войну с милицией. Несколько десятков казаков в попытке незаконно установить православный крест на выезде из города схлестнулись с бойцами ОМОНа, которых заранее предупредили о такой акции казачества. В результате пострадало несколько человек.

Это уже не первая попытка казачества поставить крест. Один они уже воздвигли, но незаконно. Скоро его снесли местные власти. Казаки снова попытались установить крест, но место, где раньше находился поклонный крест, было обнесено колючей проволокой, а казаков ждали отряды милиции, взявшие в оцепление весь участок.

Представители силовых структур отказались пропустить казаков к месту предполагаемой установки креста и те решили атаковать. Стычка продолжалась не больше трёх - пяти минут, однако за это время многие успели крепко получить по голове.

Крым также можно отнести к мусульманской земле, но, как и в случае с кисловодским крестом, мусульмане не препятствовали установке креста. Препятствовали как раз местные власти. Почему? Нам неизвестно.

Второй момент: крест пытались вырыть

Эта информация прошла в Интернет-блогах. Из официальных источников в городе такая информация не подтвердилась. Однако маленький, но все же шум из этого поднять успели.

Нетрудно было догадаться, что обвинят, конечно же, мусульман из близлежащего поселка Мирный или села Учкекен из соседней Карачаево-Черкесии. Для того чтобы обвинить мусульман сегодня фактов не требуется.

Странно, что власти и представители церковной епархии не подумали, что установка креста на земле, населенной мусульманами, пусть и не намеренная, но, провокация.

Или в России (в отличие от Крыма) Церковь настолько привыкла к терпимости мусульман, что нас уже не надо ни о чем не спрашивать, а тем более считаться с нашим мнением?

Мусульмане не имеют привычки разрушать церкви и кресты, они не будут препятствовать развитию других конфессий.

Так было на протяжении всей истории. Так есть и сейчас.

Как пример, город Черкесск, где нет ни одной мечети, но есть две церкви.

Кисловодск – земля мусульман?

Кисловодск был основан на месте многочисленных источников лечебных вод. Эти земли ранее принадлежали местным горцам. Территория Кисловодска находилась между условными границами земель карачаевцев и абазин.

После вторжения на Кавказ российских войск в 1803 году вблизи недавно построенного санатория была установлена кисловодская крепость. Затем эта территория стала обрастать приезжим населением, и была основана станица, которая впоследствии переросла в самый известный курортный город.

До депортации карачаевцев в 1943 года Кисловодск был административным центром Карачаевской автономной области. Однако после репатриации карачаевцев на историческую родину город не был возвращен под ведомство новообразованной Карачаево-Черкесской АО.

На сегодняшний день мусульманское население города составляют меньшинство. Хотя меньшинство это весьма значительное.

Провокация или непонимание?

В присутствии крестов для мусульман нет ни вреда, ни пользы.

Но на фоне постоянного притеснения прав мусульман, запрета строительств мечетей в городах России, митинги против мусульман, непрекращающиеся поливания грязью мусульман в информационном пространстве, - необъяснимые акции Церкви могут восприниматься мусульманами как откровенная провокация.

То же строительство мечети в городе Кисловодск затруднялось препятствиями, чинимыми местными властями. К примеру, на расширение мечети не было выделено немного земли с обоснованием, что земля за мечетью относится к парковой зоне.

Но те, кто знают, где находится мечеть в Кисловодске, могут подтвердить, что это место окружено с четырех сторон асфальтовой дорогой, загрязненное выхлопами от проезжающих по ним машинам. Разговоры о том, что это место относится к парковой зоне, вызывают ничего, кроме недоумения.

Там же недалеко на расстоянии двухсот метров построена огромная церковь. При выделении земли под нее различия между обычной землей и парковой зоной, видимо, не делались.

Еще больше беспокоит то, что этим могут воспользоваться заинтересованные лица, дабы столкнуть мусульман и православных.

Если несколько «горячих» голов, к примеру, выроют крест, то обвинят в этом мусульман, для которых до этого креста и дела никакого нет.

Один православный по поводу установок крестов заметил: «идёт медленная, но верная экспансия, а с другой стороны надеются выстоять с помощью крестов, молитв, освящений, боевых монахов и иконок на Кремле, выделяя на это немалые средства. Очень символично».

Как бы то не было, мусульмане не будут трогать эти кресты. Но Церкви пора бы задуматься, где и как она устанавливает свои культовые сооружения.

К этому кресту привыкнут. Но его установка на земле мусульман без разрешения и уведомления об этом, наглядно демонстрирует «дружеское» отношение РПЦ к представителям остальных конфессий.

Пройдет пару веков, и эти кресты будет восприниматься как памятники культуры, как например храмы в Архызе, изредка напоминающие, что когда-то здесь были христиане…



комментариев