Новые подходы и новые кандидаты, ответственные за юг страны, остаются неизвестными
Предложение Дмитрия Медведева подобрать на федеральном уровне ответственного за положение на Северном Кавказе вызвало неоднозначную реакцию экспертов и политиков. По сути, каждый из комментирующих увидел в заявлении главы государства то, что хотел заметить. Но главный вопрос – о подборе «начальника по Кавказу» – заставил наблюдателей буквально завертеть головой в поисках приемлемой во всех отношениях кандидатуры. Пока без явного и неоспоримого успеха.
Уже в воскресенье глава государства приступил к реализации Послания. По кавказскому направлению было поставлено несколько конкретных задач, но вопрос о «начальнике» остался открытым.
Северокавказские правозащитники, кстати, неоднократно предлагали ввести такой пост в регионе в ранге вице-премьера. Напомним, что такая должность с самыми широкими полномочиями существовала в 90-е годы. Такими возможностями в регионе обладал спецпредставитель президента РФ на Северном Кавказе, вице-премьер Сергей Шахрай – последовательный и убежденный сторонник силового решения чеченской проблемы. В 2004 году особые полномочия получил Дмитрий Козак, возглавивший специальную правительственную комиссию, куда вошли федеральные министры, в том числе силовые. Нынешний глава Южного федерального округа Владимир Устинов подобных полномочий не имеет и, судя по его делам, иметь не желает.
Вообще-то сам вопрос о необходимости назначения единолично ответственного за Кавказ чиновника говорит о провале работы администрации ЮФО. Новый назначенец «должен обладать достаточными полномочиями для эффективной координации работ». То есть, как заметил помощник президента Аркадий Дворкович, этот человек будет давать указания и министрам, и губернаторам, будет фактически руководить и Южным округом, и выходить напрямую на первых лиц страны. Однако этими полномочиями пользуется (разве что кроме указаний министрам) и Владимир Устинов.
Главы южных субъектов положительно отозвались об инициативе президента. Они отметили, что будущий кандидат должен быть «просто хороший человек из Центра» для борьбы прежде всего с судебной системой (Юнус-Бек Евкуров), «мужественный, волевой и обладающий политической мудростью» (Рамзан Кадыров), должен «решить главнейшую проблему – молодежи и безработицы» (Арсен Каноков), «не должен заниматься ревизией поступающей в Центр информации» (Муху Алиев).
Относительно кандидатов на должность специально ответственного по Кавказу, названных за последние дни, заметен широкий разброс во мнениях, но несколько фигур повторяются почти при каждом перечислении. Это – вице-премьер Дмитрий Козак (экс-глава ЮФО), замглавы МВД РФ Аркадий Еделев, бывший глава «Роснефти» Михаил Гуцериев (недавно в его отношении прекращен международный розыск) и бизнесмен из Дагестана Сулейман Керимов.
Аналогичные предложения еще будут поступать. Но уже очевидно, что их до неприличия мало. Место «начальника по Кавказу» не прельщает, сулит проблемы и почти очевидный провал. Нет своих людей у федерального Центра, нет приемлемых кандидатур у политических сил страны и региональных кавказских элит. Но главное, не ясна цель: чем будет заниматься назначенец президента?
Если он будет заниматься чисто политическими вопросами, особых успехов в развитии региона ожидать не приходится. Другое дело, если речь идет об экономических и финансовых вопросах. Не секрет, что огромные средства, направляемые в регион, подчас просто перераспределяются между местными элитами. В этой ситуации Северный Кавказ нужно объединять не по административным признакам, а по экономическим. Это единственное поле, на котором у всех республик региона есть общие черты. Безработица, коррупция, технологическая отсталость и т.д.
Если «начальник Кавказа» будет работать на данной площадке, шансы на успех есть.