Решение Израиля закрыть мечеть Аль-Акса в четверг, 30 октября, - не просто грубое нарушение религиозных прав палестинских мусульман.
На самом деле, права палестинских мусульман и христиан при израильской оккупации нарушаются рутинно и систематически на протяжении десятилетий, особенно в Иерусалиме и в Газе. Во время 51-дневной войны в секторе Газа были разрушено 73 мечети, еще 205 были разрушены частично.
Святыня в исторической части Иерусалима, известная как Харам аш-Шариф, вмещает в себя Аль-Аксу и Купол Скалы. Она играет в палестинском обществе не только религиозную роль, но и является для них символом национального единства.
Поэтому неудивительно, что она стала объектом израильских рейдов, попыток поджога и раскопок. Соответственно, на протяжении долгих лет палестинцы живут под девизом «защитим Аль-Аксу». Несколько раз палестинцы бунтовали именно в ответ на израильские политические или военные планы в отношении мечети. Одним из таких восстаний была Интифада Аль-Аксы 2000 года. Она продолжалась почти 5 лет, и в результате спровоцированных Ариэлем Шароном столкновений были убиты тысячи палестинцев и сотни израильтян.
Этот контекст стоит помнить, если анализировать нынешнее освещение тревожной ситуации в Иерусалиме и вокруг него. Война с мечетью, являющейся центральной в духовности сотен миллионов мусульман во всем мире, не просто работа нескольких иудейских экстремистов. Это неотъемлемая часть повестки израильского правительства, которая претворяется в реальность в последние годы и месяцы.
В следующем месяце в израильском Кнессете состоится голосование по законопроекту о разделении Аль-Аксы. Главной движущей силой разделения является организация «Верующие Храмовой горы», возглавляемая Йехудой Гликом.
Организация, основанная Гершоном Саломоном, ставит своей целью «посвящение Храмовой горы имени Бога, устранению оттуда мусульманских святынь, восстановлению Третьего храма на Храмовой горе».
Эта позиция не чужда и правительству Биньямина Нетаньяху. Логика, по которой он защищает нелегальные поселения в оккупированном Иерусалиме, такова: «Французы строятся в Париже, англичане строятся в Лондоне, а израильтяне – в Иерусалиме. Прийти и говорить иудеям – не живите в Иерусалиме – с чего бы?»
В среду, 29 октября, палестинец выстрелил в раввина Йехуду Глика и ранил его на выходе с конференции в Иерусалиме, посвященной восстановлению «Храмовой горы» на руинах Аль-Аксы.
Как сообщила служба ABC News, Глик – представитель растущего движения воинствующе религиозных иудеев, требующих больших прав на территории Аль-Аксы». Но Глик требовал большего. Миссия его организации состояла в этнических чистках палестинского населения из Восточного Иерусалима.
Пока неясно, какая судьба ждет Аль-Аксу. Она оказалась зажатой между израильскими планами аннексии, рейдами иудейских экстремистов, международным молчанием и историей кровопролития. У Аль-Аксы впереди тяжелые дни, как и у народа Иерусалима, чьи страдания, как и их город, кажутся вечными.
Перевела с английского языка Зарина Саидова специально для Ансар.Ru