Из Грозного с любовью

16 ноября впервые после пятнадцатилетнего перерыва из столицы Чеченской Республики Грозного был совершен международный вылет. Чуть более двухсот пассажиров (это -паломники) отправились в Саудовскую Аравию. И хотя по своей значимости это событие трудно сравнивать с отменой в республике режима контртеррористической операции КТО, накануне первого международного рейса все первые лица Чечни (президент, глава правительства, спикер парламента, председатель Духовного управления мусульман) присутствовали в грозненском аэропорту. Впрочем, сам факт открытия в Грозном международного аэропорта - прямое последствие отмены КТО 16 апреля 2009 года.

Напомним, что в связи со снятием с Чечни определенных ограничений, вызванных особым режимом ее существования, в политический оборот были запущены несколько идей - поэтапный вывод российских внутренних войск МВД России в другие регионы РФ, а также придание международного статуса грозненскому аэропорту. Это в свою очередь предполагает создание таможенной и пограничной службы в нем. Как известно, любая таможня (и любое пересечение границы, а особенно с грузами и товарами) является по определению источником дополнительных финансовых средств. И хотя таможенная и пограничная служба являются (также по определению) федеральными структурами, уже имеющийся сегодня особый порядок политико-правового функционирования Чечни позволяет сделать вывод о том, что республиканские власти получают в свои руки дополнительный финансовый рычаг, позволяющий чуть меньше зависеть от федерального центра. Хотя, конечно же, не стоит впадать в крайности и считать, что получение этого рычага превысит те поступления, которые сегодня идут в республику из Москвы. Однако некоторый дополнительный «островок» самостоятельности вдобавок к тем, которые уже имеются (особые привилегированные отношения с федеральным центром, особый порядок призыва жителей республики на военную службу и особый порядок отбывания наказаний для них в пенитенциарных учреждениях), получен.

Заметим, что, как и в случае отмены режима КТО, реализация проекта «международный аэропорт» была ускорена в значительной степени благодаря действиям Рамзана Кадырова и его особым отношениям с Москвой. Первоначально планировалось, что грозненский аэропорт начнет осуществлять международные рейсы только в будущем году (называлась даже дата-третий квартал, то есть лето-осень 2010 года). Однако уже 10 ноября 2009 года председатель федерального правительства Владимир Путин подписал распоряжение о снятии ограничений, связанных с международными рейсами из столицы Чеченской республики. Фактически это означало обретение грозненским аэропортом статуса международного За постсоветский период республиканский аэропорт несколько раз менял свой имидж (политический, военный, социально-экономический). Авиапредприятие здесь было создано еще в 1938 году, когда на самолетах «Р-5» и «ПО-2» из Грозного стали совершаться вылеты, главным образом для социальных, и как говорили в советский период «народнохозяйственных» нужд. Современный аэродромный комплекс был введен здесь в год принятия новой советской Конституции («брежневской») в 1977 году, когда Грозный смог принимать лайнеры различных авиакомпаний в круглосуточном режиме (в самом аэропорту был создан парк самолетов «Ту-134»). Именно тогда Грозный был соединен авиамаршрутами практически со всеми регионами тогдашнего СССР.

В годы существования сепаратистского де-факто государственного образования Чеченской Республики Ичкерия грозненский аэропорт (названный в честь религиозного лидера кавказских горцев конца XVIII века шейха Мансура) аэропорт был превращен в инструмент его непризнанной внешнеэкономической деятельности и внешней политики. В 1992-1993 гг. диспетчерские службы России практически каждый месяц фиксировали в среднем 100-150 несанкционированных вылетов различных авиалайнеров с территории Чечни. Они осуществляли рейсы, как в различные российские города (в этом также существенно отличие чеченского случая от абхазского или нагорно-карабахского конфликта, трудно себе представить абхазские рейсы в Тбилиси в середине 1990-х гг.), так и за рубежи России. В основном, это были страны Ближнего Востока, такие, как Объединенные Арабские Эмираты, Иордания, Иран, а также Турция, государства Северной Африки, Грузия. Ежемесячно в начале 1990-х гг. (до начала первой военной кампании в Чечне в декабре 1994 года) таким способом в Чечню ввозилось без уплаты пошлин или сборов товаров на сумму до 100 миллионов американских долларов. Воздушный канал в это время использовался не только для незаконного ввоза товаров, но и для различных видов криминального бизнеса. Там же базировалась немногочисленная дудаевская «авиация» (страсть к этому виду вооруженных сил у бывшего советского генерала летчика осталась и после его превращения в сепаратиста).

В начале 1995 года под ударами российской авиации грозненский аэропорт был серьезно разрушен, что впрочем, не мешало пилотам ВВС РФ использовать его в военных целях. Однако аэропорт использовался и в других целях. До подписания Хасавюртовских соглашений в 1996 году на территории, непосредственно прилегающей к аэропорту, находилась резиденция Доку Завгаева (теперь уже основательно подзабытого президента Чечни, поддержанного в период первой чеченской кампании федеральным центром). Последний раз перед восстановлением грозненского аэропорта рейсовые самолеты вылетали отсюда в 1996 году. Второму президенту сепаратистской Чеченской Республики Ичкерии Аслану Масхадову (несмотря на имеющийся в его распоряжении личный самолет) не удалось наладить сколько-нибудь регулярное сообщение. Впрочем, не удалось ему не только это, и, пожалуй, авиационная проблема - не самая провальная из сфер его деятельности. Гораздо хуже у него обстояли дела с похищениями людей и организацией власти и управления республикой. Кстати сказать, 5 марта 1999 году в грозненском аэропорту был похищен сепаратистами (затем он был найден мертвым) милицейский генерал, представитель МВД РФ в Чечне Геннадий Шпигун. Это событие укрепило федеральный центр в необходимости «силовой развязки» «ичкерийского узла». После того, как в ходе второй чеченской кампании в республику вошли армейские части, подразделения внутренних войск МВД аэропорт стал использоваться военной авиацией (главным образом, это была вертолетная техника, основные «самолетные центры» базировались на территории Северной Осетии). В октябре 2006 года после того, как взлетно-посадочную полосу аэропорта удлинили и расширили, а также фактически заново восстановили весь аэродромный комплекс, главный авиационный объект республики был снова введен в транспортный оборот.

И сегодня он получает свой новый статус в соответствие с особым статусом Чечни в политической структуре Северного Кавказа и России в целом. Вряд ли хотя бы одна соседняя с Чечней республика, имеющая свой аэропорт (Северная Осетия, Ингушетия или Кабардино-Балкария) могут похвастать столь пристальным вниманием Москвы к собственной авиационной инфраструктуре. Можно ли считать это событие переломным в новейшей истории Чеченской Республики? Или хотя бы символом перемен к лучшему? С одной стороны восстановление аэропорта в некогда разрушенном субъекте РФ, а также наделение его международным статусом уже как российского объекта показывает, что интеграция республики идет полным ходом. Однако более глубокое рассмотрение политико-правовых особенностей современной (пост-сепаратистской) Чечни говорит о том, что республика идет по пути сохранения значительного объема преференций в составе России. Она является частью Российского государства, но вряд ли кто-то сегодня рискнет заявить, что чеченский социум интегрирован в российский, а чеченский республиканский политический класс – естественная часть общероссийской корпорации политиков и управленцев. Вряд ли кто-то станет всерьез обсуждать возможности для ведения бизнеса в республике людьми «со стороны». В этой связи получение дополнительных преференций в виде открывающейся таможни и новых возможностей для ведения внешнеэкономической деятельности было бы более корректно рассматривать в контексте не столько интеграции, сколько укрепления особого статуса республики.

Сергей Маркедонов - политолог, кандидат исторических наук



комментариев