Исламский челлендж Радия Хабирова

В понедельник Радий Хабиров начинает первую полноценную рабочую неделю во главе Республики Башкортостан. Политологи активно комментируют, каким сферам ему предстоит уделить внимание в приоритетном порядке, в том числе называется задача по балансировке политических сил, выстраивании их в стройную, вертикально ориентированную конфигурацию. Вне поля зрения комментаторов пока остается значимая идеологическая составляющая, а именно – модель, которую выберет Хабиров для позиционирования в духовной сфере. Ведь с подписанием президентского указа о назначении и.о. главы РБ, Хабиров вошел в клуб глав субъектов, чьи титульные нации исторически исповедуют ислам и религиозный фактор играет важную роль в общественной жизни.

В частности, в распоряжение Радия Фаритовича переходит очень солидный символический капитал в виде Центрального духовного управления мусульман – буквально недавно, хотя и довольно бледно, отметившего свое 230-летие правопреемника Оренбургского магометанского духовного собрания. Именно в Уфе в рамках празднования 225-летия ОМДС состоялась встреча президента Путина с ключевыми муфтиями страны, на которой были сформулированы стратегические цели развития исламских институтов в России. Эта дорожная карта сохраняет свою высокую актуальность и является генеральной линией государственно-конфессионального взаимодействия в части ислама по сей день. Речь идет о возрождении отечественной школы исламского богословия и воспитания на российской почве нового поколения мусульманских богословов, которые в духовном, интеллектуальном и методологическом плане станут продолжателями дела Марджани, Баруди, Фахретдина, Бигиева.

Не менее важным для республики религиозным институтом является Духовное управление мусульман Республики Башкортостан, независимое от ЦДУМ и входящее в другую религиозную структуру федерального уровня – Совет муфтиев России. Дело в том, что ЦДУМ и его региональное управление в Башкортостане традиционно ориентировано на аудиторию татар-мусульман. Духовные традиции титульной нации Башкортостана представляет (хотя далеко и не ограничивается ими) ДУМ РБ, ведущее свою преемственность от ДУМ Башкурдистана, родившегося в 1917 г. в гуще революционных событий. Эта организация объединяет 750 общин мусульман, обладает очень серьезной даже по меркам мусульманских республик в составе России религиозной инфраструктурой. В 2017 г. ДУМ РБ очень масштабно отметило свой столетний юбилей и, рассуждая объективно, должно стать одним из ключевых общественных и идеологических узлов в предстоящем в 2019 г. праздновании 100-летия создания Республики Башкортостан.

Такой солидный исторический и символический багаж – мечта любого регионального первого лица. К примеру, именно мусульманский фактор коллеги Хабирова Р.Минниханов и Р.Кадыров не без успеха используют как плацдарм для международной деятельности в исламском мире и для утяжеления собственного веса в российской политической системе.

Хамитов в этом отношении вел себя значительно прохладнее многих своих коллег в Поволжье и на Северном Кавказе, другими словами, избегал позиционирования себя в качестве мусульманина, особенно в последние годы на посту. Пришедший во главу республики с характеристикой «технократ», именно в религиозной сфере, как ни удивительно, он полностью подтвердил это свое качество, поскольку не желая персонально ассоциироваться с религиозной жизнью республики, спустил вопросы государственно-религиозного диалога на уровень Совета по государственно-конфессиональным отношениям при Главе РБ, возглавляемого хрестоматийным политработником советского формата Пятковым В.П.

Пятков, в свою очередь, выстроил работу в классической методологии приснопамятного Совета по делам религий СССР, закрывая глаза на положения российской конституции о невмешательстве светских властей во внутренние дела религиозных организаций. По информации, регулярно попадающей в прессу, за несколько месяцев до назначенного на 21 ноября очередного Съезда ДУМ РБ, давление усилилось, участились всевозможные манипуляции с целью добиться нужных итогов съезда. Например, по свидетельству очевидцев, давление на местах оказывается в части определения делегатов, которые отправятся на съезд в Уфу для избрания муфтия республики. Делегатам, в обмен на голоса за «правильного» кандидата, обещается некая материальная помощь, обеспечиваемая из республиканского бюджета. Парадокс в том, что даже в случае достижения победы угодного отдельным чиновникам кандидата, для республики это стало бы болезненным поражением, поскольку родило бы очередной раскол в и без того небезоблачной картине исламской жизни Башкортостана, вплоть до полной неуправляемости и отката религиозной ситуации к состоянию начала 1990-ых гг. И это худший подарок, который может преподнести Совет по делам религий к 100-летию Башкортостана, а также и к началу избирательной кампании Р.Хабирова на пост полноправного главы республики, если таковая состоится.

Нужно подчеркнуть, что для операции «резать по живому» в отношении ДУМ РБ, а также для игры на обострение противоречий выбрано крайне неудачное время (следует учитывать и признаки разбалансировки и в иных точках политического целого страны), ведь пустить ситуацию вразнос всегда легче, чем искать компромисс. А в целом можно констатировать, что традиционный «византийский» инструментарий, взятый на вооружение советами по делам религий различных эпох, перестал быть актуальным и скорее вредит, нежели способствует государственно-исламскому диалогу.



комментариев