Исполнительный директор информационно-аналитического центра «Время и мир» Валерий Емельянов поделился своим экспертным мнением порталу «Credo.Press» о политической активности РПЦ МП, которая в том числе коснулась и отношений с исламом.
Портал «Credo.Press»: На днях широко отмечалось десятилетие интронизации Патриарха Кирилла (Гундяева). Сейчас уже мало кто помнит об этом праздновании, но «большое видится на расстоянии». Давайте по завершении праздничной суеты подведем главные итоги его пребывания на этом посту?
Валерий Емельянов: Cамым главным итогом, на мой взгляд, является резкая политизация РПЦ МП, вопреки духовной природе религиозной организации. Именно при нынешнем предстоятеле Московский патриархат стал не только активно высказываться по общественно-политическим вопросам, но и, что называется, пытался влезть в их решение. Именно при нынешнем предстоятеле его Церковь открыто заявила о своих претензиях на то, чтобы стать новой политической идеологией. Именно при нынешнем предстоятеле (правда, когда он еще был митрополитом) около Церкви появились структуры типа «Всемирного русского народного собора», открыто проповедующие идеи, близкие к националистическим и ксенофобским.
Можно также указать и на такой пример, как отношения с исламом. Они и раньше были не очень активными, ограничиваясь поздравительными декларациями церковных чиновников среднего уровня. Но именно в эпоху патриаршества Кирилла активно зазвучал голос явно исламофобски настроенных клириков и мирян типа покойного священника Даниила Сысоева или «исламоведа» Романа Силантьева.
Как ни парадоксально, но фактором, резко осадившим «политико-идеологические» амбиции РПЦ МП, стал скандал вокруг «Pussy Riots», наглядно и резко показавший, как в действительности Церковь воспринимается обществом, особенно молодой его частью. После этого амбиции РПЦ МП и лично Кирилла несколько приутихли, да и светская власть, видимо, поняла, что не стоит делать особую ставку на патриархию как на носителя новой всепроникающей идеологии.
- Значит, во второе десятилетие патриаршества Кирилла российское общество входит с надеждой на деполитизацию и деидеологизацию РПЦ МП?
- Нет. События последнего времени показывают, что политическая активность Церкви ушла из внутренней сферы во внешнеполитическую. Это, прежде всего, межцерковный конфликт с Украиной, вылившийся также и в конфликт с Константинопольским патриархатом. Вовлечение в масштабный российско-украинский конфликт Церкви отнюдь не способствует поиску мирного решения проблем между двумя странами, хотя, скажем откровенно, его особенно никто и не ищет.
Другой внешний аспект политики РПЦ МП – это нынешняя антимиссионерская и «антисектантская» кампания, уже вылившаяся в правовое насилие над Свидетелями Иеговы, а также новый всплеск запретов исламской литературы, как правило на основе некомпетентной экспертизы. Хотя все это исходит от государства, несомненно за этим стоит и РПЦ МП, поскольку такие действия хорошо соответствуют видению ею самой себя, как ведущей традиционной конфессии России. А этот тезис, кстати, разрабатывался и пропагандировался еще в 90-е годы именно Кириллом, тогда митрополитом, и его ведомством ОВЦС МП.
В целом, итоги нынешнего патриаршества рассматриваю как негативные с точки зрения дальнейшего демократического и вообще поступательного развития нашей страны.
Беседовал Александр Солдатов