Донецк. За чертой ненависти

Донецк медленно умирает.

Город переполнен людьми в камуфляже и оружием - "ДНР", "вежливые люди" с надписью на шевроне "Русские своих не бросают", просто камуфляж без знаков различия.

Есть профессионалы. Они выделяются в толпе не только формой одежды, но своей выправкой - наличием качеств, которые читаются при первом взгляде на человека. Кто они - кадровые военные или те, кто не так давно проходил срочную службу, а сегодня вспомнил приобретенные навыки - судить не берусь.

Есть масса народа, больше похожих на ряженых, поэтому иногда чувствуешь себя в центре костюмированного шоу - представители каких-то "казачеств". Колоритные личности в папахах, некоторые даже с эполетами и аксельбантами. Не знаю - какие у них звания - хорунжий, есаул, атаман, но до шашки на боку и коня под черкесским седлом дело пока не доходило.

Пестрый микс из героев хроники современных военных действий и персонажей "Свадьбы в Малиновке".

Для многих оружие и принадлежность к военизированным структурам не только предоставляет шанс улучшить материальное благосостояние, но повышает социальный статус, дает головокружительное ощущение причастности к касте "избранных".

Деньги, пусть в разных количествах, но есть у многих, у кого сегодня оружие. Чего нельзя сказать о тех, у кого его нет. Много людей, вынужденных экономить на самом необходимом.

Среди участников различных военных формирований отсутствует четкая иерархия, что обусловлено логикой смутного времени и отсутствием единой для всех структуры, но заметна существенная разница в достатке, проявляющаяся, например, при покупках в супермаркете. У кого-то в корзине - дешевый алкоголь, окорочка и прочий стандартный набор для новогоднего стола, у других - виски, коньяк, красная икра. Эта разница обусловлена как изначально разным материальным положением бойцов, так и, очевидно, кардинально различным уровнем финансирования тех или иных военизированных структур.

Есть и другие - те, кто, полуголодные, мерзнут на блокпостах. Те, для кого эта война - смертельная волчья схватка в попытке выбраться из нищеты и беспросветности.

Атмосфера в городе очень напряженная. Предновогодняя суета еще как-то сглаживает тревожность последних месяцев - на рынках и в магазинах много людей. Но люди постоянно в ожидании беды, в предчувствии катастрофы.

Тотальное недоверие и страх. Как-то решила сфотографировать пейзаж. Когда закончила делать фото, заметила двух женщин, которые опасливо смотрели на меня, приоткрыв дверь одного из выходов здания школы. Я направилась к ним, чтобы задать несколько вопросов. Увидев, что я приближаюсь, они захлопнули дверь и продолжали наблюдать за мной через окно. Потом мне сказали, что фотографии ландшафта и особенно терриконов - стратегических высот, могут стать поводом для обвинения в шпионаже.

Таксисты, подвозившие меня, случайные собеседники - все говорили с опаской, пытаясь угадать - куда я поведу свою мысль. Собеседники в разговоре со мной старательно обходили острые углы, обвиняя далеких и недоступных, но уже "обо всем договорившихся и все поделивших олигархов".

Но все, с кем мне довелось беседовать, в один голос уверяли меня: "Мы не хотели ДНР в таком виде, мы просто сопротивлялись диктату Киева".

Доносительство. Из страха или по "идейным" соображениям. Это - неотъемлемый атрибут любой войны. Маленькая сценка: водитель автобуса, который вез нас с пригородного вокзала в Донецк, остановившему нас вооруженному человеку на блок-посту ДНР очень тихо, доверительным голосом, еле слышно сказал: "Все нормально". И тот махнул рукой - "проезжайте". Т.е. водитель выполняет функции соглядатая.

На кажом углу продают эмблемы, флажки и наклейки с символикой ДНР. В каждой маршрутке - флажок и эмблема "Донецкой народной республики"

Украину ненавидят. Глубоко и осознанно. И дело не только в пропаганде, сплошным потоком льющейся с экранов телевизоров и мониторов компьютеров. "По нам стреляет украинская армия ". Ложь, тиражируемая средствами массовой информации, а также ложь представителей власти здесь воспринимается с особой остротой. Экономическая блокада, отказ выплачивать наличными пенсии и социальные пособия на неподконтрольных Киеву территориях также не добавляют любви к Украине.

В таких политических и экономических условиях любому бизнесу некомфортно. Из Донецка ушли все известные бренды, закрыты практически все торговые центры. Центральные улицы пустынны. Даже выпавший снег не может скрасить одиночества опустевших проспектов.

Но, несмотря на все тяготы, на страх и неопределенность, город живет своей жизнью. Люди работают на оставшихся предприятиях, в маленьких магазинчиках. Работают школы. Идет учебный процесс в ВУЗах. Люди поздравляют друг друга с Новым годом. Все желают мира. Еще никогда это пожелание не звучало так осознанно и не шло так глубоко из души.

Мир необходим - и Донбассу, и всей Украине. Однако, чтобы принять эту аксиому и воплотить ее в жизнь, стороны выдвигают друг другу очень много условий, да и самих сторон конфликта уже чересчур много.

Но рано или поздно мир будет. Только вот всех ли удовлетворят условия этого мира? Предполагаю, что неудовлетворенных будет очень много.

Для одних желанный мир станет поражением и унижением. Для других - потерей своего высокого статуса и дохода.

Одна из главных проблем состоит в том, что очень многим, кого события военного противостояния стремительно вознесли на недосягаемую ранее высоту, будет сложно смириться с ролью обычного наемного работника, получающего небольшую зарплату, едва позволяющую сводить концы с концами.

Вопрос "За что мы боролись?" будут задавать себе, своим командирам и властям представители всех конфликтующих сторон, всех вооруженных формирований. Огромная масса оружия останется в руках населения. Поэтому несложно предположить логику дальнейшего развития событий - часть из тех, кто сегодня взял в руки оружие, пополнит ряды криминала. Те, кто вернется к мирной жизни, сохранит высокую готовность к силовому решению проблем.

Сумеет ли власть найти выход из тупика, умело сочетая гибкие политические методы, социальные программы, а также жизненно необходимые жесткие экономические реформы и, если придется, силовые методы урегулирования неизбежных вооруженных конфликтов? Возможно ли вообще в ближайшее время урегулирование конфликта политическими и экономическими методами? Думаю, никто из тех, кто сегодня вступил в кровавый спор, отстаивая свое понимание правды и справедливости, этого не знает.

Сегодня город умирает. Нет, его не разбомбили, как Грозный. Он еще расцветет весной. Покроются сочной молодой зеленью его парки и набережные, вырастет новая трава.

Город умирает ментально. Духовно. И я не знаю - удастся ли в ближайшие годы снова вдохнуть в него жизнь.

Проблема состоит не только в том, чтобы вернуть на центральные улицы Донецка магазины известных брендов.

Главная проблема, думаю, будет состоять в том, чтобы вернуть в этот город людей, уехавших от надвигающейся волны злобы и хаоса. Вернуть тех, кто физически ощутил на себе ненависть своих земляков. Тех, кого травили за их политические взгляды и на кого переносили ненависть к власть предержащим. Тех, кто уехал, спасая свою жизнь и жизнь близких людей от мин и снарядов. Разорвать кольцо лжи и вернуть доверие людей друг к другу и к тем, кто живет по другую сторону от линии фронта. Восстановить неповторимую атмосферу красивого европейского города, которую можно было почувствовать, гуляя по широким проспектам Донецка, одетым в мрамор и гранит, по бульвару Пушкина, где всегда можно было отдохнуть в тени деревьев на лавочках с оригинальными элементами чугунного литья, по парку Щербакова, красота которого превосходит многие европейские аналоги. Вернуть в город надежду и любовь. Вернуть жизнь, которая соткана из всех этих компонентов. А главное - стереть кровавую черту ненависти, разделившую людей. Хочется верить, что эта кровь была пролита не напрасно.



33 комментариев


  1. (02.01.2015 14:45) #
    0

    Не поняла последней фразы: "Хочется верить, что эта кровь была пролита не напрасно."

    Что это? Оправдание войны? С чьей стороны? По моему мнению, последнее предложение перечеркнуло содержание всего хорошего материала. Как ложка дегтя...

  2. (02.01.2015 15:21) #
    1

    "Холопы", чьи "паны" дерутся, кровь всегда проливают напрасно! Причем, здесь "паны" - это не только Россия и Украина, но, главным образом, США и Запад.
    Остается только посочувствовать жителям Донбасса - простым людям, оказавшимся между "молотом и наковальней" глобальных игроков!

    • (04.01.2015 10:25) #
      2

      конечно, США и ЗАпад виноваты - именно они ввели войска в Крым и поставляют оружие постанцам

    • (12.01.2015 07:20) #
      1

      Анвер, а эта война и есть против холопов. Уничтожают простой народ, чтобы завладеть их землями.

  3. (04.01.2015 11:05) #
    0

    Ассаляму алейкум, сестра Ирина! Дай Аллах Вам терпения пережить нашествие зелёных человечков! Рано или поздно они осознают свое реальное место у параши, отводимое им сортирным мочильщиком, и его жидохозяевами.

    • (08.01.2015 21:42) #
      3

      Ва алейкум ас-салям ва рахматуллах, Ад генералам Ермоловым.
      Я за многие годы была в Донецке всего несколько раз. Два раза - до войны - летом и осенью 2013, и недавно пробыла там 8 дней.
      Увиденное изложила.
      Если раньше мне не хотелось уезжать из этого красивого города, то в этот раз я была рада, что покидаю его.
      Очень больно и тяжело видеть все, что с ним происходит. Думаю - это надолго.
      P.S. Думаю, все же, мы должны предпочесть литературные слова. Даже если иногда очень хочется перейти на ненормативную лексику ))

  4. (07.01.2015 23:25) #
    1

    аду генералов ермоловых
    Вам что литературных слов не хватает выразить свое мнение

    • (08.01.2015 01:18) #
      2

      абду1111, не желаете ли Вы таким причудливым способом обвинить обладателей высших государственных постов в ограниченности словарного запаса, или имбецильности?

  5. (09.01.2015 01:02) #
    -1

    Могу предположить, что ДНР и ЛНР уготована судьба Приднестровья, Абхазии и Осетии. Это потому, что большие игроки в политику, вернее, одна группа таких игроков давным давно уже решила плюнуть на все договоренности с остальными игроками и действовать только в собственных целях и интересах. Украина давно метит в НАТО, которое не желает принимать в себя страны с территориальными претензиями и политическими проблемами внутри. Молдова не смогла войти в НАТО из-за проблемы с Приднестровьем, Грузия сама создала проблему Осетии. Украина в результате двадцатилетнего сотрясания воздуха под носом России лишилась Крыма, а также обеспечила себе постоянную боль на Юго-Востоке.
    Каждую страну (Молдову, Грузию и Украину) постигла участь опущенной из-за несамостоятельной политики своего руководства, которое слишком откровенно взывало НАТО к защите от Российской агрессии, которой и в помине никогда не было. И никак не могу согласиться с людьми, осуждающими присоединение Крыма и поддержку Новороссии. В противном случае Россия, как противник для всего НАТО и каждого его члена в отдельности (так по крайней мере заложено в основных документах НАТО), оказывалась бы практически беспомощной в военном плане, потеряв южные морские базы и оказавшись на расстоянии чуть ли не ружейного выстрела от противника. Я уж не говорю о глобальных экономических потерях России.

    • (09.01.2015 01:33) #
      1

      Брат 100, это не простая "группа", и россия с её "интересами", - для неё ни что иное, как кукла-марионетка, играющая свою часть спектакля. Игроки в капитолии и белом доме могут только догадываться, в какую игру с ними играют!

      • (09.01.2015 02:22) #
        0

        Брат Ад генералам ермоловым! Согласен с тем, что группа не простая, но не согласен с тем, что Россия играет всего лишь роль куклы. Для куклы роль носителя основной угрозы безопасности в современном мире чрезвычайно высока.

        • (09.01.2015 03:01) #
          1

          Это специфическая кукла, - "боксёрская перчатка", а рука в перчатке, - совсем не российского происхождения!))

          • (09.01.2015 08:20) #
            -4

            Ну ты устыдил, аж так устыдил, что аж кушать нельзя! Так же, наверное, и арабы, и другие зарубежные твои единомышленники сейчас аж кушать не могут от стыда: "ну уж что нам, что нам, болезным, сделать, чтобы русские зауважали наши государства, а то русские не считают наши государства политически самостоятельными и суверенными!"

            • (09.01.2015 10:03) #
              1

              Кому какое дело, что "считают русские", - их, как и тебя, трехлитровый алканавт, "имеют", как пожелают! Каникулы ещё не кончились, кстати, что-то рано ты из запоя вышел, - денег, наверное, не хватило нынче на полный курс, из-за "кризиса" в отдельно взятой стране? Но, ничего, по крайней мере, с водкой, основным твоим продуктом питания, твой фюрер обещал все "устаканить"! Мужайся, и жди! Главное, "крымваш", и "донбасспочтикакбываш"! Платить, конечно, надо, да уж ладно, не обидят, - по пять литров кровушки с рыла пойдёт, зато могила БРАТСКАЯ!

              • (09.01.2015 10:21) #
                -5

                Нет, ты мне скажи:
                - если мы такие никчёмные, на кого или на что, как не на взять нас "на слабо" - рассчитаны все эти твои подколы - про якобы отсутствие суверенитета у РФ?
                - если мы такие никчёмные, почему же подобные тебе рамсят именно на нашем языке? А, ты скажешь, что русские не имеют права собственности на свой язык. Допустим! Но разве это не токсикомания - рамсить на бесперспективном языке? Любой филолог или психиатр тебе засвидетельсвует, что это либо запредельное лицемерие, либо запредельный маразм и когнитивный диссонанс, ведущий к фрустрации и наркомании - рамсить на языке народа, который сам считаешь бесперспективным?
                - почему подобные тебе постоянно обижаются на русский народ, что тот - перестал отрывать от себя, чтобы прокормить арабов? Разве это не лицемерие или токсикомания - ожидать помощи от спасения от тех, кого сам считаешь бесперспективным?

                • (09.01.2015 10:35) #
                  2

                  "Нет, ты мне скажи", - "тымееняяуважааешь?"

                  Нет, конечно, нееууваажааю! Иди, проспись, ханурик! Вопросы он будет решать! С тобой и хряка не порешишь, - ты же лыка не вяжешь! Да и СЛОВА НЕ ДЕРЖИШЬ! Кто обещал, не раз, что "покидает этот сайт"? Вали отсель, бестолковка, здесь водки нет!

                  • (11.01.2015 21:15) #
                    0

                    К сожалению соборная мечеть Донецка Ахат-Джами построена по современному невежественному проекту. Это конец благополучия города, ведь мечеть сделана так, что она оскверняется ежеминутно. А за осквернение дома Аллаха представьте какое может быть возмездие. Истинно уверовавшие поймут насколько это страшно... В нынешнее время я сам с семьёй проживаю в таком селении, иман падает, приходится нет-нет выезжать из селения. Скорее всего придётся переезжать, жить невозможно, дети неадекватные, состояние людей всё хуже и хуже. Кстати и в Париже много новых мечетей, и там скорее всего туалеты внутри мечети. Страшно то, что на это есть современные фетвы, а простые мусульмане верят учёным без проверки.Всё испорчено.

                    • (12.01.2015 11:52) #
                      0

                      Ассаламу алейкум уважаемый брат. Хоть кто-то вспомнил про украинский снаряд в куполе соборной мечети в Донецке. Про это как-то не принято на этом сайте вспоминать. Славные борцы с агрессией русского империализма себя не видят. И господин Исмагилов что-то пропал...

                      • (12.01.2015 12:25) #
                        0

                        Ва алейкум ассалям брат.

                      • (12.01.2015 20:12) #
                        1

                        Тамерланович, это 100 % был украинский снаряд.
                        Им целились в Боинг, пропавший в марте, который потом, в июле, Америка вместе с мертвыми пассажирами подкинула Украине, чтобы обвинить Россию.
                        Просто Боинг (мартовский)сбили этим снарядом в июле, а радиоуправляемые осколки от него в августе направили в купол мечети.
                        А Саид Исмагилов - он обеспечивал информационную поддержку из Киева под прикрытием Вашингтона.
                        Я достойно продолжила Ваш логический ряд? Нет? Ну, извините, буду учиться подавать дезинформацию у Вас.
                        Также хотелось бы научиться по свисту снаряда определять - чей он. Надо бы снарядам свистки разные приделать, тогда не будет проблем, а то в Донецке никогда не могут разобраться - с чьей стороны прилетело.

                        • (13.01.2015 09:28) #
                          -1

                          Ирина, целится в Боинг одним и тем же снарядом целится в Боинг и мечеть не могли( не пишите свои домыслы если не разбираетесь в артиллерии). Буком наземные цели не поразишь. Тип орудия из которого стреляли прекрасно определяется экспертами саперами как и направление выстрела.И не надо мне глупости приписывать, которые вы в свое комментарии излагаете и иронизировать над трагедией людей. Почему же вы сами не остались в Донецке под обстрелами и не разделили трагедию с земляками, а убежали как и все хохлы делают в такую нелюбимую и ненавистную, но такую спокойную и богатую Россию. чего Вам во львове или Киеве не живется???? Простыть боитесь???? А исмагилов по моему мнению не агент Вашингтона, а обычный предатель(забыл уже как его Ахметов в люди вывел). Он кстати единственный муфтий украины, ввязавшийся в майданную эпопею, остальные проявили сдержанность...

                          • (13.01.2015 10:13) #
                            0

                            Тамерланович!!! Фантазия у Вас, однако,богатая ))
                            Моя мама не узнает мою биографию в Вашем изложении ))
                            Моя ирония относится не к трагедии людей, а к горе-экспертам, которые сидя перед компьютером, знают - кто кого сбил и что откуда прилетело.
                            И я русская. Но считаю недопустимым оскорблять людей, или называть их "хохлами" или "кацапами".
                            Чем тогда мы будем лучше провокаторов?

                            • (13.01.2015 11:04) #
                              0

                              Ирина, согласен с вашей иронией. Однако порассуждать о том, кому было выгодно, как мне кажется, можно и сидя за компом. Вы же знаете известный постулат римского права.
                              Время показало, что все это было выгодно Западу, который покупает нынче нефть по 40 долларов за баррель, а не по 120 и кое-кому в Кремле для "укрепления" власти. А устроили весь спектакль сценаристы из-за океана. И уже не так важно, чьими руками они это совершили: дали приказ украинским властям или "прикупили" российских военных.

                              • (13.01.2015 11:15) #
                                0

                                Фидарис, у меня вызывают ироническую улыбку не рассуждения "кому выгодно", а "откуда прилетело".
                                Это, согласитесь, разные вещи.
                                А по поводу - кто кого прикупил, Фидарис, давайте не будем повторять бесконечную жвачку о том, какие плохие украинские власти и какой классный Путин. А также о том, что во всем виноват исключительно Запад.
                                Нет святых.
                                А тем, кто пришел с нацистскими лозунгами на украинскую землю, равно как и тем, кто, прикрываясь лозунгами "защиты русских" раздирает Украину, надеюсь будет дано по их заслугам - и в этой жизни, и в последующей.

                              • (13.01.2015 11:17) #
                                0

                                Фидарис, минус мой, сорри - хотела прокрутить колесико мышки

                            • (13.01.2015 11:30) #
                              0

                              Я к вашему сведению тоже с Донбасса и прекрасно знаю с чьей стороны там грады падали, в том числе и рядом с моим родным домом. А вот с вашим выводом что все виноваты не согласен, как и с позицией сидеть сложа руки - как показывает история в гражданской войне отсидется не удается(кто не с нами тот против нас...). Нынешние власти Украины упустили момент когда можно было все решить мирным путем-всего надо было пойти на уступки Востоку в вопросах федерализации. Не захотели-получили войну, со всеми последствиями в том числе в росте этнических конфликтов и взаимной русско-украинской неприязни.

                              • (13.01.2015 11:48) #
                                4

                                Тамерланович, я не "тоже" ))
                                Но могу только сказать - вчера в р-не Ленинского проспекта и по прилегающим улицам ездило (цитирую) "что-то большое с пушкой. На гусеничном ходу" и лупило от жилых домов по позициям украинской армии.
                                И только попробуйте сейчас обвинить близких мне людей во лжи. Они, напуганные этим "на гусеницах" ничего лучшего не придумали, как закрыться в своей квартире рядом с этой установкой.
                                Я не оправдываю украинские власти. И - да, Майдан я не поддерживала.
                                Но позиция Донбасса - подобно капризному ребенку упасть на пол, орать и стучать руками и ногами "хочу", а также ждать блицкрига, как это было с Крымом (в Донецке многие об этом прямо говорят), равно как события в Юго-Восточной Украине - следствие низкой правовой и политической культуры украинского общества.
                                Собственно, откуда ей взяться, если гражданское общество не сформировано.
                                Это очень удобно всяческим манипуляторам - использовать людей просто как солдат в своих войнах.

                                Продолжать тему не буду. Интернет-войны - не моя специализация.
                                Да и вообще в подобные дискуссии принципиально далеко не углубляюсь, поскольку мы ничего, кроме порции гнева или каких-то личных обид человека не получим.

                                Жаль, что копилка жизненного опыта народа Украины пополнится и таким опытом - навыками силового, а не политического решения конфликтов.

                              • (13.01.2015 13:10) #
                                0

                                Тимерланович, брат. Раз ты с Донбасса, то не знаешь ли, можно ли в эти дни очистить мечеть Ахат-Джами от сортиров. Мы у себя в РТ в двух селениях из мечетей убрали эту нечисть, Там раньше была сильнейшая междоусобица иной раз решаемая топором по голове. Сейчас, вся хвала Аллаху, там настолько стало спокойно, что люди не уезжают оттуда, а наоборот валят туда "дуром", не обращая внимание на резко поднявшиеся цены на жильё в этих селениях. Как бы и вам там порядок навести таким образом, ведь причина одинакова? Может попробуете?

                                • (13.01.2015 15:24) #
                                  2

                                  Конечно можно попробовать, только с начала боевых действий мечеть закрыта так как находится в зоне боевых действий, с Луганска сначала попробую начать, хотя и там не очень понятная ситуация, не знаешь к кому толком обратится.... попробуем ИНШАЛЛА!

                                  • (13.01.2015 20:06) #
                                    1

                                    Джазако Аллаху хайран, брат Тимерланович! Пусть Аллах укрепит тебя на прямом пути.

                                  • (13.01.2015 21:01) #
                                    1

                                    Соборная мечеть (Луганск) Мечеть построена по проекту одной из действующих в Крыму и представляет собой трёхэтажное здание общей площадью 550 м² при длине 18 м, ширине 10 м и высотой этажа 3 м.

                                    Высота минарета составляет 25 метров. На первом этаже расположены спортзал и кухня. На втором этаже — библиотека, учебный класс, офис, санузел. Третий этаж разделен на 2 части: нижняя часть предназначена для коллективной молитвы мужчин, верхняя — для женщин. Одновременно в мечети могут находиться более 500 человек САНУЗЕЛ НА ВТОРОМ ЭТАЖЕ МЕЧЕТИ.