Дело о хиджабах в Мордовии

Решение Верховного суда

Самым резонансным, без преувеличения, делом в области защиты прав верующих в 2014 году и в начале 2015 года стало дело о ношении учащимися школ хиджабов. Эта тема периодически поднималась в российской прессе. Например, в Ставропольском крае в 2013 году девочкам-мусульманкам также запретили носить платки в школе, а коллегия Верховного суда РФ вынесла решение не в пользу мусульман. Жалоба от родителей учениц школ Мордовии, которую 12 сентября 2014 года отклонила местная прокуратура, была рассмотрена в Верховном суде РФ 11 февраля 2015 года. В судебном процессе участвовали адвокаты Инна Загребина, Анатолий Пчелинцев, Владимир Ряховский, Марат Ашимов. Верховный суд так же, как в случае со ставропольским делом, признал законными решения местных властей и судов о запрете ношения в школе хиджабов, или религиозной одежды и атрибутики.

Главное отличие дела о ношении платков в Мордовии - в том, что оно стало политическим событием и было воспринято мусульманскими объединениями близко к сердцу, как оскорбление, нанесенное исламской умме со стороны российской судебной системы и руководства Мордовии. Политический подтекст был предопределен тем, как разворачивалось само дело, затронувшее чувства верующих в самых разных регионах. Фактически исламские объединения использовали это дело, чтобы заявить о своей роли в российском обществе, представители исламских регионов высказывали намерение отстаивать ношение хиджабов в школах, защитники «светскости» в школе стали выступать с заявлениями, которые сами мусульмане рассматривают как антиисламские. Так мордовское дело раскололо общество и показало неспособность федеральных и региональных властей налаживать взаимодействие с гражданским обществом.

Решение Верховного суда РФ, таким образом, стало лишь началом новых дискуссий на эту тему в российском обществе, а судебные разбирательства будут, скорее всего, перенесены в Европейский суд по правам человека. По крайней мере, представители мусульманских организаций заявили о своем желании обжаловать решение ВС РФ от 11 февраля 2015 года. Первый заместитель председателя Совета муфтиев России Рушан Аббясов заявил, что решение Верховного суда является неконституционным, поэтому жалоба на него также будет направлена в президиум ВС РФ и в Конституционный суд России. Первый заместитель председателя Духовного управления мусульман России Дамир Мухетдинов подчеркнул, что верующие оскорблены, но заверил, что их протест не выйдет за рамки закона.

Всю сложность правовой ситуации показывает комментарий адвоката Инны Загребиной в интервью радио «Свобода»: «Все, что касается религиозной символики, запрещено в школе. Другой вопрос – нарушается ли здесь право на свободу совести? С моей точки зрения, – да, нарушается. Действительно, право на свободу совести у нас, в соответствии с 28-й статьей Конституции, есть право в том числе действовать в соответствии со своими религиозными убеждениями. Вот здесь как раз вопрос о проявлении своих религиозных убеждений, о действиях детей в соответствии со своими религиозными убеждениями. У нас у детей такое же право на свободу вероисповедания, как и у взрослых. И общение с девочками показало, что это не прихоть родителей, не они их заставляют. Поскольку дети воспитаны в данной традиции, для них снять платок – это, по сути, насилие над их совестью, и сами дети это приравнивают к тому, как если бы их просто раздели в школе. Вот как воспринимают девочки то, что с них снимают платок! В законодательстве Российской Федерации о свободе совести (это федеральный закон о свободе совести и религиозных объединениях) есть статья 3, которая конкретно говорит о том, что ограничения свободы совести могут быть, то есть это не абсолютное право, но, во-первых, список - строго исчерпывающий, а во-вторых, право на свободу совести может быть ограничено только федеральным законом».

Обстоятельства дела

Поводом для преследования школьниц, которые носят хиджаб в школах, стало постановление правительства Мордовии об утверждении школьной формы. По мнению защитников мусульман, оно противоречит закону «Об образовании», гарантирующему общедоступность образования, и ограничивает право на свободу вероисповедания. Дело в том, что для того, чтобы выполнить требования постановления, верующим надо отказаться от своих убеждений. Адвокат Инна Загребина подчеркнула, что «нормативно-правовой акт был принят для исключения дискриминации, но это привело к обратным последствиям: девочек выгоняют с линеек в школах, детей не пускают в школы, а некоторых детей не взяли в школу, поскольку они носят платок». Заявитель Кямиль Бадретдинов также рассказал, что его многодетную семью чиновники лишили жилищных субсидий из-за отказа женщин снимать платки. Но это не возымело действия на судей.

Постановление правительства Мордовии было принято и стало применяться в школах в августе 2013 года. 27 августа директор школы № 19 Саранска Зинаида Ивановна Акимова, родная сестра бывшего главы Мордовии Николая Меркушкина, выгнала ученицу 8-го класса Фатиму Хамидуллову из-за платка и довела ее до слез. Впоследствии из-за требования директора и запрета приходить в платках 1 сентября из школы ушли две девочки. Ситуация в Мордовии усугубляется тем, что в республике есть целый ряд татарских сел, в которых практически все девочки ходят в платках. Это два больших татарских села: Алтары и Белозерье Ромодановского района. В Белозерье около 3200 жителей, 8 мечетей.

С сентября 2013 года в школах Мордовии началось массовое преследование девочек, которые стали приходить в школу в платках. В Аксеновской СОШ, в Большеелховской СОШ девочек грубо выгоняют из школы, доводя до слез. Родители десяти учениц Большеелховской СОШ написали жалобу на имя министра образования Мордовии с требованием наказать директора А.М. Афроськина, в результате чего комиссия министерства пытается разрешить ситуацию в мирном ключе.

Однако в мае 2014 года мордовские школы начали новую кампанию против мусульманских платков в школах. Многие руководители школ предъявили родителям фактический ультиматум о том, что с 1 сентября девочки должны приходить без хиджабов. Тогда же было принято постановление правительства Мордовии «Об утверждении Основных требований к школьной одежде» со специальным пунктом: «Обучающимся запрещается ношение в образовательных организациях: головных уборов в помещениях образовательных организаций». В результате решительной радикальной позиции министерства в июне золотую медалистку - ученицу Белозерьевской школы в Ромодановском районе Лейсан Асаинову не пустили в платке на торжественное вручение медалей.

Родители учащихся, представители исламской общины Мордовии постоянно проводили консультации с директорами школ, а также с чиновниками. После встречи в августе 2014 года с главой республики Владимиром Волковым было принято решение, что в Белозерской СОШ разрешают платки с 5-го по 11-й классы. С 1-го по 4-й классы девочки платки снимают. В других школах ношение платков однозначно запрещено. 1 сентября девочки-мусульманки Саранска и села Большая Елховка не пришли на День знаний. Ситуация стала быстро развиваться – со 2 сентября девочек-мусульманок Саранска, Ромодановского и Лямбирского районов стали публично выставлять перед классами и учителями и называть их нарушителями закона. Помимо этого, Управление образования департамента по социальной политике администрации Саранска просит ежедневно докладывать куратору школы об учащихся, пришедших на занятия в платке. Под угрозой увольнения оказались 15 учительниц, которые преподают в платках в школах. Директора школ, которых также пугали лишением лицензии, перешли к угрозам, заявляя, что учащихся поставят на учет в ПДН как малолетних преступниц, а потом заберут в детские дома, лишив родителей родительских прав. Выносились предупреждения о неисполнении родителями обязанностей по воспитанию детей. В Мордовском государственном университете имени Н.П. Огарева также начали применяться меры - студенток, носящих платок, не допустили в учебное заведение, ссылаясь на приказ ректора.

1 октября 2014 года семь родителей подали заявление в Верховный Суд Мордовии с просьбой признать спорный подпункт Постановления о запрете головных уборов противоречащим федеральному законодательству. 24 октября 2014 года Верховный суд Республики Мордовия отказал родителям девочек и постановление правительства осталось в силе, после чего решение было обжаловано в Верховном суде РФ. В декабре Управление Минюста РФ по РМ и Минобразование РМ совместно с директорами приняло решение, что все девочки в платках должны перейти на семейное обучение, поскольку в школы их не пускают, на уроки они не приходят и за пропущенные занятия им ставят «двойки». Одновременно в республике начались проверки в мечетях на предмет того, кто и как обучает девочек исламу и ношению платков.

Таким образом, политический кризис вокруг ношения хиджабов был планомерно подготовлен и спровоцирован властями Мордовии. Вина чиновников не в том, что они приняли постановление о светском характере школы и школьной одежды, а скорее в том, насколько грубо и бесцеремонно, безо всяких естественных исключений, это постановление стало применяться. Неуважение к мусульманам, действия, достойные авторитарного государства, оскорбления и унижения детей, привели к тому, что часть мусульманского сообщества, особенно, мусульмане Поволжья, взорвалась.

Общественная реакция

Правозащитники, религиозные деятели, правоведы довольно единодушно поддержали мусульман в их борьбе за право носить платки-хиджабы в школах и против столь вопиющего поведения местных властей и руководства школ в отношении учащихся.

В январе прошли пресс-конференция правозащитников и представителей Совета муфтиев и круглый стол в Саратове «Новые законодательные требования в сфере свободы совести и деятельности религиозных объединений: проблемы правоприменения. Светскость государства и реализация прав верующих» при участии члена Совета при Президенте РФ по правам человека, директора Информационно-аналитического центра «СОВА» Александра Верховского, адвоката Инны Загребиной, сопредседателя Совета Муфтиев России, имама Духовного управления мусульман Поволжья Мукаддаса-хазрат Бибарсова, адвоката Анатолия Пчелинцева, министра национальной политики Саратовской области Бориса Шинчука и др.

3 февраля открытое письмо президенту России отправил председатель Совета муфтиев России (СМР) Равиль Гайнутдин. Он отметил: «Про наших школьниц говорим лишь о платке, о скромном характере одежды – в них нет ничего специфически или вызывающе «религиозного», это не знак какой-то конфессии… Если мы посмотрим на мировой опыт, то он подтверждает, что ношение платков школьницами не влечет за собой никаких проблем. В Турции… несколько лет как сняты все запреты на платки в учебных и прочих государственных заведениях. Это только стабилизировало общество, сняв искусственно созданную много десятилетий назад напряженность». Заместитель председателя СМР Рушан Аббясов также подчеркнул, что соблюдение предписания о хиджабе – «это духовная позиция, прописанная в священном Коране, ибо по повелению Творца всего сущего, если девушка достигла половой зрелости, она должна покрываться, и ношение платка является обязательным для мусульманок… Девушка надевает платок не с целью продемонстрировать свою религиозность, это ее образ жизни».

При этом другой лидер мусульман России - председатель Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ РФ) Талгат Таджуддин не поддержал позицию Совета муфтиев России, заявив, что несовершеннолетние мусульманские девочки могут ходить с непокрытой головой: «Хиджаб - это паранджа, покрытие всего лица, которое предписывается только супругам пророка Мухаммеда».

В интервью Regions.Ru многие православные священнослужители поддержали мусульман в их стремлении соблюдать религиозные нормы. Иеромонах Макарий (Маркиш), к примеру, отметил, что «Хиджаб для мусульман - весьма существенный элемент религиозной и духовной традиции, и он ничему не мешает, в отличие от никаба. Вот никаб шел бы вразрез с нашими российскими традициями, а хиджаб, как и крест православный, ничего страшного не несет. И в отличие от других эпатирующих элементов, которыми интересуется молодежь - как, например, проткнутые ноздри и языки или юбки до паховой складки, - как раз традиционная одежда российских мусульман должна быть принята в качестве нормы».

Дискуссия вокруг хиджабов в значительной степени перешла в спекулятивное русло. Вопрос о том, является ли хиджаб религиозным символом и проявлением религиозности или нет, имеет однозначный ответ «да» в силу здравого смысла. На первый план вышла политическая составляющая конфликта и обсуждения дела о хиджабах как средства политического давления на часть мусульманского сообщества и стремление противопоставить одни группы другим. В интервью «НГ-Религии» Александр Верховский отметил, что «за этим стоят разговоры не о платке, а о местных салафитах… При этом, в той же Мордовии в таких глухих платочках ходило незначительное количество мусульманских девочек, а теперь в конфликт вовлекается куда большее количество мусульманских семей». Член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко также заявил, что хиджабы рассматриваются как провокация со стороны исламских радикалов. По его мнению, ношение хиджаба является и определенным «маркером» религиозности, считается, что его запрет приостановит размежевание этническое, культурное молодежи, в том числе в школах. Однако эти действия неэффективными, так как «запретный плод всегда сладок, люди будут чувствовать себя ущемленными и действовать назло им.

Опасения экспертов подтвердил православный «борец с ваххабитами» глава правозащитного центра Всемирного русского народного собора Роман Силантьев. По его словам, «каждая школа и каждый субъект федерации имеет право принять такое решение. В Чечне людям не претит ношение платка, а в Мордовии претит. Это сугубо внутреннее дело учебного заведения. А в Мордовии есть еще и причины для принятия такого решения - надо сказать «спасибо» ваххабитам из села Белозерье: из-за них отношение к исламу в регионе теперь настороженное». 17 февраля 2015 года Роман Силантьев заявил на слушаниях в Общественной палате РФ: «лидерам трех крупнейших мусульманских организаций России - Талгату Таджуддину, Исмаилу Бердиеву, Камилю Самигуллину, которые суммарно контролируют 80% зарегистрированных общин и 90% реально действующих, стоит выработать консолидированную позицию по поводу ношения платков в учебных заведениях… тема ношения религиозной одежды должна решаться путем переговоров, а не ультиматумов в адрес чиновников, у которых могут быть свои аргументы, и эти аргументы надо выслушать.

В интервью радио «Свобода» Александр Верховский заочно ответил Силантьеву: «Я не уверен, что это столкновение интересов именно групп. Эти группы слишком аморфны. У нас в стране очень много мусульман, и где-то эти проблемы возникают, а где-то не возникают. В той же Мордовии их раньше не было, а теперь они почему-то появились. Не то что бы население Мордовии вдруг прониклось неприязнью к исламу… Никакого бытового конфликта я здесь не вижу. Это, скорее, некоторые изменения в государственной политике, которые понемногу происходят. Они вызваны - я позволю себе предположить - даже не вопросами, связанными со светскостью: вопросы светскости образования здесь включены как инструмент. Государство у нас в первую очередь озабочено вопросами госбезопасности во внутренней политике, и вот угрозы и все, что ассоциируется, так или иначе, с радикальным исламом, попадет в сферу интересов спецслужб, а эта сфера уже потом распространяется и на прочие ведомства».

Проблема хиджабов не была закрыта решением Верховного суда РФ. Наоборот, она была обострена, учитывая, что на практике удавалось достичь компромиссов. Например, осенью 2014 года в московском мединституте имени Пирогова студенткам позволили носить медицинскую шапочку и платок или шарф, закрывающие шею, хотя ранее ректор издал приказ о том, что для ношения студентами «недопустимы: одежда, указывающая на принадлежность к той или иной национальности или религии (в том числе национальные головные уборы)». Изменить ситуацию удалось благодаря доброй воле ректора вуза и заявлениям Совета муфтиев России.

Мордовское дело о хиджабах выявило основные больные места российской правовой и бюрократической системы: отсутствие равенства граждан перед законом, в том числе отсутствие единых правил в разных регионах России, превращение отдельных решений региональной власти, следующей федеральной политике, в произвол на местах. Такого рода дела раскалывают общество по религиозному признаку, и это лишний повод задуматься, нужно ли обществу такое злоупотребление светскостью.



20 комментариев


  1. (10.06.2015 13:14) #
    1

    Хороший анализ от "Совы". Хотел бы даже воскликнуть "браво", но воздержусь, так как в статье нет "соли", а именно не отражена позиция отдельных российских законодателей - инициаторов изменений в законе об образовании в части школьной одежды, целью которых согласно пояснительной записке инициаторов-депутатов провозглашалось "устранение религиозных различий".
    Лично я в данной позиции депутатов вижу откровенный экстремизм и пренебрежение основами конституционного строя России.
    И мой вывод основан на следующих доводах.
    1. В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" одним из проявлений экстремизма является "нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии".
    Носить свою одежду, являющуюся непременным атрибутом и веры, и образа жизни в целом, суть право, правовая свобода и законный интерес представителя любой конфессии, которые закреплены ст. 28 Конституции России и ст. 3 Федерального закона "О свободе совести и религиозных объединениях", декларирующими права и свободы исповедовать любую веру и действовать согласно своим убеждениям (читай - интересам) и распространять их.
    Религия предполагает веру в сверхъестественное, убеждение в его сверхъестественности, а также вытекающие из них и соответствующие им убеждения и взгляды.
    2. Само федеральное законодательство (закон о свободе совести и др.) прямо гласит, что религия в России не одна, а некоторые конфессии названы поимённо (христианство, ислам и др.) и перечень конфессий ничем не ограничен. Ограничение такого перечня прямо бы противоречило конституционным свободам, правам и законным интересам граждан.
    Наличие разных религий предполагает наличие разных убеждений и взглядов, которые очевидно являются религиозными признаками. То есть, фактически различие религиозных признаков у разных граждан (а учащиеся школ также являются гражданами) гарантировано Конституцией РФ и федеральным законодательством.
    Согласно ст. 6 Конституции России каждый гражданин обладает всеми правами и свободами.
    Перечисленные конституционные нормы в соответствии со ст. 16 Конституции России являются основами конституционного строя России.
    Тем, кто не совсем понимает, что такое основы конституционного строя государства, объясняю, что это правовой фундамент государства, которому обязательно должны соответствовать остальные законы и подзаконные нормативные акты, регулирующие практически все сферы деятельности общества, государства, организаций и каждого человека.
    Таким образом, становится очевидным, что депутаты инициировавшие в 2014 году изменения в закон об образовании, преследуя цель устранения религиозных различий среди учащихся школ, фактически целились на ничем не обусловленное и не обоснованное нарушение конституционных гарантий прав, свобод и интересов человека в зависимости от его религиозной принадлежности (а именно граждан верующих и имеющих свои религиозные взгляды и убеждения) а, следовательно, и изменение основ конституционного строя России.
    В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" такие действия законодателей означают попытки осуществления экстремистской деятельности.

    Генеральный прокурор России, осуществляющий надзор за законностью деятельности депутатов Госдумы РФ, обязан был хотя бы вынести предупреждение указанным депутатам о недопустимости нарушений закона и осуществления экстремистской деятельности. Но он это не сделал. А подчинённые прокуроры и органы исполнительной власти, призванные исполнять закон, пошли дальше, руководствуясь не собственно законом, который никаких антирелигиозных норм даже после своего изменения не содержит, а волей отдельных депутатов, которые преследовали экстремистские, как мы видим, цели. Хотя, не отдельные депутаты, а все депутаты, голосовавшие "за", плюс члены Совета Федерации, одобрившие эти изменения в законе, и глава государства, подписавший его (видимо помня своё наставление, данное после ставропольских событий).
    По большому счёту, все эти региональные правила школьной одежды, утверждённые региональными правительствами, также имеют тот же признак экстремизма, а действия по их претворению в реальность - признаки экстремистской деятельности.
    Никто из уполномоченных государственных мужей об этом не заявляет и не пресекает экстремизм. Видимо, всем не терпится дождаться, когда на международном уровне будет принят акт, осуждающий экстремизм во власти в таких масштабах. И всем плевать на возможное соответствующее отношение к России от цивилизованного сообщества, не говоря о верующих и особенно мусульманах, которые вполне могут окончательно разувериться в том, что Россия, как это написано в её Конституции, правовое и социальное государство.

  2. (15.06.2015 11:12) #
    -1

    100 очень интересный анализ. Вот публикация в Комсомольской правде, которую в предвзятости трудно обвинить. Особенно с учетом их публикаций о Чечне.

    Жители Мордовии воюют на стороне радикального ислама
    Уже двое уроженцев села Белозерье объявлены Интерполом в федеральный розыск
    Обычное село Белозерье в Ромодановском районе на первый взгляд ничем не отличается от других в Мордовии. На деле оно, как матрешка: отдельное княжество внутри региона. Весьма благополучное на первый взгляд. Но это только на первый. Здесь живут мусульмане, причем взгляды у многих радикальные. За несколько последних лет село стало родиной уже пяти террористов.

    Фаиль Невлютов – тот самый белозерец, арестованный за подготовку подрыва «Сапсана» – вырос на окраине Белозерья. Его предшественник Расим Баширов. Его поймали в Таджикистане как боевика Исламского движения Узбекистана. При аресте у Баширова нашли оружие и обвинили в терроризме, бандитизме и хранении оружия.

    А сейчас стали известны подробности из жизни еще двух уроженцев этого села. Ленинский районный суд Саранска заочно заключил под стражу 43-летнего Р. (в УФСБ не раскрывают имя мужчины в интересах следствия). Он обвиняется в участии в вооруженном формировании на территории иностранного государства. Как рассказали в следственном отделе Управления ФСБ России по Республике Мордовия, Р. еще 3 февраля 2009 года уехал в Пакистан. Там он изучал арабский язык и содержание радикальных идей ислама, а в ноябре 2013 года переехал в одну из северо-западных провинций Сирии. Там мужчина вступил в одно из незаконных вооруженных формирований, входящих в состав антиправительственных сил страны. Он до сих пор участвует в боевых действиях против регулярной армии.

    - Постановлением от 16 марта 2015 года Р. объявлен в международный розыск, - рассказали в пресс-службе суда.

    Неделей раньше за содействие террористической деятельности осуждён житель села Белозерье Абдулов. Его племянник, который воюет также в Сирии, находится в федеральном розыске. По просьбе родственника мужчина собрал и отправил террористам 1335 долларов для покупки оружия.

    По словам самого Абдулова, ему не было известно, на что пойдут эти деньги. Тем не менее, мужчина проведет пять лет в колонии общего режима. Также он должен будет выплатить штраф 200 тысяч рублей.

    Протест против светской школьной формы, требование разрешить носить хиджабы в учебных заведениях, десятки спецопераций, несколько десятков человек, связанных с радикальными террористическими организациями, масса запрещенной исламской литературы – так сегодня живет село Белозерье.

  3. (15.06.2015 14:07) #
    1

    f.farid1969! Вы уже который раз постите одно и то же?!
    Попытаюсь разложить по полкам позицию Комсомолки.
    1. Протест против светской школьной формы. Кто протестует-то? Если комсомольцам, что-то мерещится, то это беда самого коллектива газеты. Никто из Белозерцев, насколько я проинформирован, не протестует против светской школьной формы. Протест касается ущемления прав верующих, которые согласны носить эту форму, придуманную тьмутараканьскими чиновниками, но при условии обеспечения куда более авторитетных конституционных гарантий прав человека.
    2. Требование разрешить носить хиджабы в учебных заведениях. Покажите мне пальцем тот закон, тот иной нормативный акт, которым прямо запрещено ношение хиджабов в школах. Нету их в природе и не существовало. Есть только правила тьмутаракани об устранении религиозных различий между учащимися, которые в реальности решили открыто повернуть против права на ношение хиджаба.
    3. Десятки спецопераций. И только единицы изобличённых в причастности к терроризму! Надо же, какая нынче результативность у местного управления ФСБ?!
    4. Десятки лиц, связанных с террористическими организациями. Где факты? Если Комсомолка вводит читателя в заблуждение, то есть самое место у параши истории.
    5. Масса запрещённой исламской литературы. И где она? Когда и что конкретно изъято? Статистика где?
    Таким образом, ни один из грязных выводов Комсомолки не подтверждается. А если Вы доверяете подобным помоям, то мозгам Вашим я не завидую.

    На десерт могу предложить открыть закон о свободе совести и с начала до конца хотя бы почитать его.

    • (15.06.2015 20:57) #
      0

      Брат 100, вам респект без сомнения. А этот фаритка, бедолага, он так зарабатывает на хлеб с маслом - он из обслуживающего персонала мордованских властей. Он и на сайте ДУМ РМ тоже по мере сил гадит, и с той же "Комсы" копирует помойные тексты о белозерцах. Например, здесь: _http://islam-rm.com/fullnew.php?id=331

      • (15.06.2015 22:48) #
        1

        Честно говоря, мысли, высказанные выше, как-то издалека начали шевелить мою голову одновременно с началом мордовского дела. Но как-то не придавал им особого значения. Почитав статью от "Совы", я решил ещё раз въесться в законодательство о противодействии экстремистской деятельности. Я думаю, что признаки экстремизма как минимум двух ветвей власти (законодательной и исполнительной)) достаточно хорошо видимые и, думаю, что юристы при обжаловании судебных решений вполне могут использовать и это обстоятельство.

        • (16.06.2015 07:25) #
          0

          Да, мы приводили этот довод об экстремистах во власти на суде, но судьи, при их ручном управлении со стороны светских экстремистов во власти, естественно, не обращали внимания ни на какие наши доводы.
          Пару недель назад один из основных инициаторов этой антиплатковой истерии пригласил к себе нашего муфтия и пытался "найти компромисс", чтобы "выйти из положения". Компромисс тут один - граждане начальники, соблюдайте Конституцию и законы РФ, и все будет в порядке.
          А этих начальников настолько обуяла гордыня, что они никак не могут отменить маленький пункт о запрете головных уборов в своих типовых требованиях.
          Если уже даже этого не можете, просто тихо отстаньте от мусульман, - не обращайте внимания на одежду девочек-мусульманок. Тем более, что они ходят в школьной форме с добавлением платка, который по СанПинам даже головным убором не является. Формально наши девочки вообще ничего не нарушают - даже бумажки правительства Мордовии.
          Зато в любой школе есть девочки, приходящие в школу в джинсах, что прямо запрещено теми же требованиями, приходят в коротких юбках по самое не могу, с украшениями, с прическами и прочими нарушениями тех же требований. Это ничего, это можно...
          Возможно, директора и учителя и ругают этих девочек, но таким школам никто не предъявляет угрозы лишить лицензии. Пока ничего не ясно с Белозерьевской школой - сначала сняли министра образования, потом директора школы. Посадили ставленницу провластных кругов Белозерья - Адилю Янгличеву - но вот беда - она сама ходит в платке и снимать не собирается...

  4. (16.06.2015 11:00) #
    -1

    Автор статьи: "Под угрозой увольнения оказались 15 учительниц, которые преподают в платках в школах."
    Irek Bikkinin: "Посадили ставленницу провластных кругов Белозерья - Адилю Янгличеву - но вот беда - она сама ходит в платке и снимать не собирается..."
    И где логика? Если директриса в хиджабе, то кто будет увольнять учителей за то же самое? Кстати, провластные круги Белозерья - это что? Коллаборационисты какие то? У вас там уже исламские органы управления маленьким мордовским халифатом?

    • (16.06.2015 13:03) #
      0

      "Провластные круги Белозерья" - таким мягким термином можно обозначить группу белозерских стукачей, информаторов и агентов влияния. Логика простая - даже их женщины ходят в платках.
      А увольнять будет не директриса. Увольнять грозятся всех разом - расформировать школу в связи с тем-то (срок был поставлен до 2 июня - если все не снимут платки, то школы не будет), а потом заново организовать школу и, естественно, набрать новый учительский коллектив.
      Сегодня уже 16 июня, но пока ничего не слышно. Наши власти очень часто врут - в последние два года, начиная с мая 2013 года, после выхода первого постановления, запрещавшего религиозную одежду, - мы наслушались и насмотрелись - как виляют и лгут граждане начальники...
      Так что угроза расформирования школы тоже может быть из череды вранья.
      например, с 1 марта лицензия школы была приостановлена, было запрещено принимать учеников в 5-11 классы. Без лицензии запрещается принимать любые экзамены, в том числе ЕГЭ, и выдавать документы об окончании учебного заведения. Мы это хорошо помним, когда отбирали лицензию нашего медресе "Абу-Ханифа".
      Но в Белозерье было и ЕГЭ, и выпускники получили соответствующие документы.
      Так что? На время экзаменов втихаря возобновили лицензию?
      Врут мордовские начальники, врут, как сивые мерины...
      Это экстремисты во власти. Хорошо бы, Москва уж наказала их, но, видимо, там тоже сидят такие же светские экстремисты и тренируются на мордве для последующей раскрутки подобных ситуаций в других

      • (16.06.2015 13:11) #
        0

        На днях в Белозерье было некое собрание начальников, имамов, авторитетов, где часть населения решила согласиться на некий компромисс, предлагаемый властями, - пусть девочки повязывают на головы белые косынки, но при этом повязывать их назад, а не вперед, как сейчас.
        Но ведь это будет, по логике властей, такое же грубое нарушение требований правительства Мордовии - если они считают платки головными уборами, что же, косынки, повязанные назад, они уже не считают головными уборами?
        Если до 20 июня это не будет принято школьницами, то все-таки якобы лицензию отнимают.
        Вот дела...
        По сути, эта та версия, которая была принята в Московском мединституте - косынки плюс высокие воротнички одежды (водолазки и прочее).
        Так и хочется начальничкам увидеть шеи мусульманских девочек...
        Анекдот... Если бы не море слез, пролитое мордовскими ученицами-мусульманками и их мамами за последние два года.

        • (16.06.2015 14:34) #
          1

          Я, брат, далёк от Белозерья, но признаюсь, что ни одно сообщение про ситуацию в Белозерье уже не могу воспринимать без улыбки. Но улыбки - довольно горькой. Мне не стыдно за начальников и прочих обладателей каких-нить статусов, поскольку они выбрали (сознательно выбрали) для себя столь унизительную позицию.
          Я уже неоднократно сталкивался с фактами, когда друзья и даже родственники, будучи искренне верующими, отказывались стать в ряды для совершения джаназа после смерти близких, которые претендовали на причастность к исламу, но всем своим поведением (схожим с поведением этих самых обладателей статусов) выказывали своё пренебрежение к религиозным нормам.
          И это становится уже тенденцией. Пока редко на это кто обращает внимание, и то на негосударственном уровне.
          Есть и другие проявления разъединения обществ по схожим причинам.
          Не хочу говорить, что подобное способствует развитию экстремизма, но, скорее всего, не ошибусь, если предположу, что через некоторое время разъединение обществ будет столь существенным, что сторонам и говорить-то будет не о чём.

  5. (16.06.2015 11:09) #
    -1

    Семь граждан России задержаны в турецкой провинции Газиантеп при попытке нелегально пересечь границу с Сирией. Об этом сообщает во вторник, РИА Новости со ссылкой на распространенное местными властями официальное сообщение.

    «Два гражданина России задержаны при попытке перейти границу с Сирией с целью участия в военном конфликте. Они переданы правоохранительным органам для их дальнейшей депортации. На границе задержаны еще пять россиян», — говорится в сообщении.

    Имена задержанных не сообщаются. Власти Газиантепа сообщили, что с начала конфликта в Сирии (июнь 2011 года — прим. «Ленты.ру») в провинции было задержано 59 граждан РФ при нелегальном переходе турецко-сирийской границы, чтобы присоединиться к группировке «Исламское государство».

    Ранее полпред президента РФ в СКФО Сергей Меликов заявлял, что на стороне исламистов в Сирии и Ираке воюют около полутора тысяч выходцев с Северного Кавказа и Поволжья.

    «Исламское государство» — международная террористическая организация. В 2014 году захватила часть Сирии и Ирака и провозгласила на этих землях халифат с центром в Мосуле. Деятельность организации запрещена в России.

    Может и среди этих отчаянных парней есть выходцы из славного села Белозерье? Или те кто спалился дураки и сразу не с вами???

    • (16.06.2015 12:49) #
      0

      Фаритка, не пытайся добывать здесь информацию о тех белозерцах, кто где-то в других странах. Например, в Сирии. Мы просто не знаем. По итогам уголовного Абдуллова Равиля мы узнали, что пара белозерцев есть в Джебхат-ан-Нусра - если они еще живы. Если и есть еще кто-то из белозерцев или мордовских мусульман в Сирии, то только не в ИГИЛ. Мордовские мусульмане не такие крайние, как тебе подобным представляли их в СМИ все эти десятилетия. Даже старые марушкинские кадры - и те приехали из Пакистана в Джебхат-ан-Нусра, а не в ИГИЛ. Читайте уголовное дело Абдуллова - узнаете много о реалиях. А то сидите у себя в кабинетах, почитываете сказки Романа Силантьева, просматриваете статейки фантазеров из "Столицы С", "Вечернего Саранска", "Комсомолки" и им подобных - и полагаете, что вам все известно. У вас в голове кипит дерьмо дезинформации, на самом деле. Сначала вам скармливают это дерьмецо, а потом вы пытаетесь кормить им же других...

  6. (16.06.2015 16:28) #
    -1

    Irek Bikkinin не хамите, это не к лицу мусульманину, если Вы конечно мусульманин?!
    В случае с Белозерьем спор вокруг одеяний школьниц нельзя вести в отрыве от контекста религиозной ситуации и политической тоже.

    А она в Белозерье крайне нетипична даже для мусульманских регионов России. Показная, демонстративная «религиозность» жителей часто носит откровенно вызывающий характер. Чего стоит, например, публичный молебен большой группы болельщиков любительской хоккейной команды перед матчем! Несколько десятков человек в соответствующих одеяниях на глазах сотен остальных гостей спортивного комплекса совершают коллективный намаз, а попытку объяснить им неуместность подобных действий воспринимают в штыки - ограничивают, их, дескать, в проявлениях религиозных чувств.

    Или уж совсем вопиющее - прямое препятствование служебной деятельности правоохранительных органов. Автомобиль полиции, приехавшей в село для задержания подозреваемого в совершении преступления, окружает большая группа жителей и воспрепятствуют производству оперативных мероприятий. При этом звучат фразы из разряда «Мы сами с ним разберемся».

    А по поводу сказок, то читая Ваши некоторые выступления в инете, складывается ощущение, что именно Вы пишите мордовские сказки для Романа Силантьева. Имеете многолетний стаж дружбы с ним?

    • (16.06.2015 18:22) #
      0

      f.farid1969! Кто хамит-то?
      По моему глубокому убеждению, хамство:
      а) сидеть в чиновничьем кресле, представлять из себя исполнителем нужд, прав и интересов граждан, а на деле демонстративно ущемлять их;
      б) иметь назначение обеспечивать реализацию прав граждан, но реально ограничивать их;
      в) иметь весьма отдалённое представление о вере вообще и об исламе - в частности, и с умным видом диктовать условия вероисповедания;
      г) прибывать в 9 часов на не пыльную работу, уготованную папашей-мамашей, делать вид, что изнемогаешь от непосильного труда по перекладыванию бумаг из одной ступки в другую и наоборот, и в то же время учить других жизни ...
      Можно и продолжить, но думаю, что достаточно.

      Вы пишете, что "спор вокруг одеяний школьниц нельзя вести в отрыве от контекста религиозной ситуации и политической тоже". Это Ваше мнение. Школьницы и их родители обеспокоены исключительно обеспечением гарантий своих прав. От религиозной и политической ситуации обеспечение этих гарантий не зависит. Сказано, что религиозные права могут быть ограничены только федеральным законом? И баста! Сказано, что такие ограничения могут накладываться по основаниям, перечень которых является исчерпывающим и подлежащим расширению? Баста! Сказано, что ничто в законе нельзя трактовать как умаление или лишение конституционных прав? Баста! Сказано, что ограничение этих прав по признаку религиозной принадлежности есть экстремизм? Баста!
      Даже если всё Белозерье в один миг окажется террористами ИГ, наркоторговцами, бандитами и насильниками, а одна девочка останется верной своим религиозным взглядам на одежду, никакое чиновничье отродье не вправе ограничивать её в правах! Уничтожай стреляющих, арестовывай остальных, а девочку, будь добр, оставь в покое!
      Вы пишете: " Показная, демонстративная «религиозность» жителей часто носит откровенно вызывающий характер". Что же такого она вызывает-то у Вас? Ненависть? Пренебрежение? Презрение? Так оставьте их при себе, а нечего демонстрировать, фактически призывая к этому и остальных.

      Вы пишете: "Чего стоит, например, публичный молебен большой группы болельщиков любительской хоккейной команды перед матчем!" Ну так идите и объясняйте это болельщикам. Или что, они тоже девочки? И в платках? И они тоже из Белозерья? Какое вообще отношение молебен болельщиков на стадионе имеет отношение к ношению хиджабов в школе? Сможете объяснить это мне, простолюдину, которому до хоккея и дела нету никакого?

      Вы пишете: "Автомобиль полиции, приехавшей в село для задержания подозреваемого в совершении преступления, окружает большая группа жителей и воспрепятствуют производству оперативных мероприятий". Какие же это к чёрту мероприятия? Да ещё оперативные?! Грош цена полиции и в три шеи гнать участкового, опера, руководителей обоих и начальника отдела внутренних дел в придачу, если они не знали и не могли предположить такую реакцию сельчан! А если окружили, ну так у Вас же права и сила: избавляйтесь от окружения и восстановите власть! Силёнок не хватает или боитесь? Ну тогда чего обижаться-то, нашли то, что искали!

    • (16.06.2015 18:30) #
      1

      Хамло здесь ты, фаритка, - лезешь на мусульманский сайт и толкаешь тут дезу.
      Пытаетесь наказать мусульман? Давайте, делайте для нас испытания, тем самым уменьшите наши грехи, за которые будем отвечать в Судный день.
      Пытаетесь радикализировать нас, чтобы были какие-то проявления экстремизма и вы бы на это зарабатывали премиальные и звездочки на погоны? Не получится. Тем, кто радикализируется, есть куда ехать проявлять свою горячность. А здесь мы пока не даем ничему проявляться, как бы вы ни старались.
      МашАллах, мы, мусульмане, прекрасно знаем, что весь мир для нас - мечеть, поэтому читаем намаз там, где настало время для этого - в пути, на обочине дороги, в тех местах, где собираемся быть надолго, не успевая до конца времени намаза домой или в мечеть. Пришло время? Прочитаем намаз и в спорткомплексе, и что? У вас от этого очко сжимается?
      Ишь ты, автомобиль окружили, - и что теперь? Если допустили противоправные действия, составляйте протоколы, заводите дела об административных правонарушениях или даже уголовные дела. А на ислам поклеп не возводите...

  7. (18.06.2015 11:43) #
    -1

    100, у Вас тоже одностороннее мнение.

    Живя в государстве, нужно считаться с его законами. А там сказано, что правам соответствуют также и обязанности. Хотите заниматься бизнесом - платите налоги. Хотите учиться - носите форму определенного образца. Читаете проповеди в мечети - читайте, но сделайте так, чтобы после них люди не уезжали воевать за ИГ.

    Можно и продолжить, но думаю, что достаточно.

    Вы пишете, что "Сказано, что религиозные права могут быть ограничены только федеральным законом?"
    В России никто не запрещает посещать мечети, носить бороду, выезжать в хадж. Все это есть. А в Таджикистан, Киргизии, Узбекистане за многие вещи уже уголовная ответственность. Вы же не протестуете против этого? Эти материалы на Ансаре вообще отклика не находят.
    Вы пытаетесь принижать роль государственных институтов? Не принимаете любое инокомыслие. Но извините, шариатские суды в судебную систему России не входят.
    Вы не отмечаете российские праздники? Тогда видимо в вас сильнее чувство патриотизма к Саудовской Аравии, чем к России?
    Вы не встаете во время исполнения российского гимна? Что это элементарная глупость или результат идеологической обработки духовными деятелями?

    Возвращаясь же к показательным молитвам во время хоккейных матчей в Мордовии...А как бы вы отреагировали, если точно также поступили православные или иудеи, выведя батюшку или равина длякультовых целей?

    Вы тут пишите про закон, так именно федеральный закон "Об образовании" отдал на откуп регионам решать вопросы формы оучающихся. Разве не так?

    Пишите: "Даже если всё Белозерье в один миг окажется террористами ИГ, наркоторговцами, бандитами и насильниками," - да там повидимому все село практически святые агнцы ;))

    "а одна девочка останется верной своим религиозным взглядам на одежду, никакое чиновничье отродье не вправе ограничивать её в правах! Уничтожай стреляющих, арестовывай остальных, а девочку, будь добр, оставь в покое!" - слушайте девочку то точно никто не тронет, она гражданка РФ. Если только свои же? Только не пойдет ли эта девочка после обработки по стопам московской Варвары? А там таких Варвар целая школа.

    Вы пишете: " Показная, демонстративная «религиозность» жителей часто носит откровенно вызывающий характер". Что же такого она вызывает-то у Вас? Ненависть? Пренебрежение? Презрение?" - Показуха, она и есть показуха. Это вызов, пренебрежение государственным устоям,способ противопоставить себя обществу.
    А на попытки в разных ситуациях что то объяснить, начинаются крики о притеснениях по религиозному признаку. Бизнес не идет - это кефиры не дают развиваться правоверным, уголовное дело возбудили - это не потому что украл или убил, а потому что мусульманин.

    "Какие же это к чёрту мероприятия? Да ещё оперативные?! Грош цена полиции и в три шеи гнать участкового, опера, руководителей обоих и начальника отдела внутренних дел в придачу, если они не знали и не могли предположить такую реакцию сельчан! А если окружили, ну так у Вас же права и сила: избавляйтесь от окружения и восстановите власть! Силёнок не хватает или боитесь? Ну тогда чего обижаться-то, нашли то, что искали!" - чтобы потом любое правомерное применение силы в Чечне, Ингушетии, Мордовии, Дагестане сразу выставляли как религиозные притеснения???

    • (18.06.2015 14:43) #
      1

      f.farid1969! Если Вы не юрист, не советую спорить с юристами по правовым вопросам. Если хотите продолжить спор, то сможете ткнуть пальцем в норму закона, в котором "сказано, что правам соответствуют также и обязанности"?
      Допустим, что есть такое правило. Оно действительно существует в теории государства и права. Но подразумевает-то оно вовсе не то, что Вы мне толкаете, а совершенно иное. Допустим, у человека (гражданина) согласно конституции есть гарантированное государством право на свободу взглядов и убеждений. Так вот, чтобы эта гарантия была не просто декларативной, а именно работающей, в ряде других законов и подзаконных нормативны актов принимаются нормы, направленные на реализацию этой гарантии. Пожалуйста, приняты законы о свободе совести (предусмотрен порядок реализации религиозных прав), закон о некоммерческих организациях (религиозная также относится к ним), закон об образовании (нормы о духовных образовательных организациях и др.), Уголовный Кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, которыми установлена ответственность за ограничения религиозных прав, и многие другие.
      Вот что значит так называемая "корреляция прав и обязанностей".

      "Хотите учиться - носите форму определенного образца". Если закон не знаете, не советую вступать в правовой спор. Ни в одном законе таких слов нет. Бесплатное среднее образование у нас гарантируется и без всяких там условий типа носите/не носите.

      "Читаете проповеди в мечети - читайте, но сделайте так, чтобы после них люди не уезжали воевать за ИГ". Послушайте, а это-то Вы откуда взяли? f.farid1969! Вы хотите спорить с юристами по правовым вопросам, вообще не читая законы? Смелое, конечно, решение, если не смешное. Если я читаю проповедь в мечети, я не отвечаю за действия того, кто направится в ИГ. Потому что я его всего лишь обучаю религии, передаю ему знания, которыми я обладаю, а также методологию приобретения этих и новых знаний. А уж как он ими распорядится, я могу и не быть в курсе. Логику улавливаете?

      "Вы же не протестуете против этого? Эти материалы на Ансаре вообще отклика не находят."
      И что? В Китае вообще решили кардинально - чуть ли убеждения из мозгов не выщипывают. Какой толк от того, что я именно на Ансаре выскажу свой протест против этого? Думаю, что незначительный. И Вы неправы, что я никогда не реагирую. Если наблюдаете, то наблюдайте внимательно.
      И вообще, меня куда больше волнует соблюдение прав своих соотечественников, чем других людей. И имидж правового и социального государства, провозглашённый в конституции, также меня волнует не меньше, чем некоторых чиновников, которые считают, будто по первому их приказу все должны принять позу "зю" и ждать решения - карать/карать.

      "да там повидимому все село практически святые агнцы ;))"
      Я как-то тут высказывался о стёбе на религиозные темы. Повторяться не буду, слать проклятья - тоже, этот месяц для иного.

      "Вы пытаетесь принижать роль государственных институтов? Не принимаете любое инокомыслие. Но извините, шариатские суды в судебную систему России не входят.
      Вы не отмечаете российские праздники? Тогда видимо в вас сильнее чувство патриотизма к Саудовской Аравии, чем к России?
      Вы не встаете во время исполнения российского гимна? Что это элементарная глупость или результат идеологической обработки духовными деятелями?"
      Если вознамерились взять у меня вью, то надо предупреждать заранее и получить согласие. При условии формального соблюдения этой процедуры отвечу и на эти вопросы.

      "именно федеральный закон "Об образовании" отдал на откуп регионам решать вопросы формы оучающихся. Разве не так?"
      Так-то оно так, только я говорил не так. Я писал о том, что ограничения прав религиозных - участь федерального законодателя, а не честь тьмутараани. И закон об образовании это конституционное правило не меняет и менять, разумеется, не может. Регионам передали права придумать требования к одежде, но никто им не давал полномочия по ограничению религиозных прав. Эту участь федеральный законодатель сохранил для себя, и даже он её вряд ли когда использует.

      "А там таких Варвар целая школа." Вот те раз! Тут их целая школа, альхамдулиллях! И ни одной Вари! В Москве их с гулькин нос - и взрослая Варя у границ Сирии! По-моему, так правильнее будет.

      "Показуха, она и есть показуха. Это вызов, пренебрежение государственным устоям, способ противопоставить себя обществу"
      Вы уже второй раз утверждаете про показуху в вере со стороны Белозерцев. Я обобщусь от религиозной составляющей моей критики в Ваш адрес, поскольку чувствую, что Вы её не поймёте.
      Утверждая про показуху, Вы ни разу не привели доводов, что является первым и наиболее верным признаком демагогии. При условии избавления от последнего, спор можно и продолжить.

      "чтобы потом .... выставляли как религиозные притеснения???"
      Какая Вам разница, кто, что и как выставит? Главное, чтобы правоохранителям была правильно определена задача и поставлена именно правоохранительная цель. И никто не пикнет против.

      • (19.06.2015 15:47) #
        1

        Брат 100, респект 100%. В месяц Рамадан не хочется говорить плохие слова ни в чей адрес, даже в адрес фаритки, чья демагогия выше крыши, а доказательств никаких. "Ума-то нету" - как говорил покойный Михаил Евдокимов... А зарплату отрабатывать надо, куда же деваться...

        • (19.06.2015 17:01) #
          1

          Видимо, всё так и обстоит с ним, как ты изложил. А может и хуже (судя по опубликованному ниже). Ну да ладно, не всё на нём клином сошлось. А у нас впереди уже меньше месяца сладостей Рамадана, хвала Ему за это.

  8. (19.06.2015 16:34) #
    0

    Irek Bikkinin

    Зачем Вам доказательства? Вы же не следователь, а только хороший их помощник. А за счет демагогии Вы кормитесь и тому доказательств в интернете выше крыши. Только брат 100 Вам верит как брату и потому не воспримет их, на сколько бы % они не были правдивы. И как говорил покойный Михаил Евдокимов...а морда то у Вас красная. Да и вполне возможно, что и погоны с большими звездами?! Стаж то большой, если ум есть, то и награждать Вас должны были?