Продолжение
ЛОНДОН: ИГРА В "ПОДДАВКИ"
Перед началом лондонской конференции по Афганистану, которая проходила 28 января с.г., один из ее организаторов — глава МИД Великобритании Дэвид Милибанд, в статье, написанной для российской газеты "Коммерсантъ", заявил: "Афганистан слишком долго был шахматной доской, на которой разыгрывалась борьба других стран, испытывавших подозрение друг к другу". Очень точное замечание. Правда, слово "был" надо заменить на слово "остается". Ведь "Большая игра" действительно продолжается. Достаточно сказать, что организаторы лондонской конференции не пригласили на нее ШОС как международную организацию.
Конфликт между игроками завел всю "шахматную партию" в проигрышное игровое положение. Прежде всего для США и НАТО. Они лихорадочно ищут выход из тупика. Вместо классических "политических шахмат" началась игра в "поддавки". Только так можно охарактеризовать весьма сомнительный план подкупа Талибана через так называемую "Программу реинтеграции и примирения". Программа предполагает, что талибам будут предложены наличные доллары, если они перестанут вести боевые действия против правительства Карзая и сил международной коалиции, откажутся от насилия, пообещают интегрироваться в "демократическое общество" и оборвут контакты с Аль-Каидой.
На лондонской конференции в числе главных стоял вопрос о создании международного фонда реинтеграции. Авторы этой идеи говорят, что это не попытка откупиться от талибов, а политическая комбинация по внесению раскола в рядах повстанцев.
Прорабатывается вариант примирения с группой "умеренных" талибов в количестве 35 тысяч человек. Как сообщило "Radio Liberty 15 января т.г., на реализацию этого плана может понадобиться более 1,3 миллиарда долларов. Ведь согласно плану, для "реинтеграции" талибам хотят предложить работу и профессиональное обучение. Критики данного плана сомневаются в его эффективности. Ведь талибы вряд ли захотят перейти на сторону Карзая и американцев, когда они практически уверены в своей победе после начала вывода американских войск, который Обама назначил на лето 2011 года. Кроме того, как пишет "The Christian Science Monitor", налицо разногласия между западными официальными лицами, которые до настоящего времени не могут определиться с тем, какие фракции Талибана выступают за глобальный джихад, а какие — за участие в политической жизни Афганистана. Тем более, что те талибы, которые представляют наибольшую опасность для Коалиции, базируются на территории Пакистана.
И самое главное. Возможен ли подкуп людей, которые сознательно идут на смерть во имя джихада против тех, кого считают оккупантами и врагами ислама?
Можно ли вообще говорить в настоящий момент о плане реинтеграции после нападения талибов на Кабул 18 января с.г. — за 10 дней до открытия лондонской конференции?
Складывается впечатление, что лондонская конференция проходила по канонам классического бюрократического мероприятия: наметили, провели, поставили "галочку" о проведении. И все в отрыве от реальной военно-политической обстановки в Афганистане.
ЛОВУШКА ОБАМЫ
Своим балансированием между миротворцем (речь в Каире) и президентом войны (речь в Вест-Пойнте) Обама все время ставит себя в двусмысленное положение. Одновременно принимает двусмысленные решения. Как, например, можно наращивать группировку в Афганистане, зная, что быстро она ничего не сможет сделать? И тут же принимать решение о выводе этой группировки через полтора года после ввода.
Довольно странная ситуация. Ее критикуют многие аналитики, которые полагают, что назначение конкретной даты вывода войск из Афганистана — это сумасбродство. Ряд крупных чиновников Белого Дома позволили себе "скорректировать" позицию своего президента. Так, специальный посланник президента США по делам Афганистана и Пакистана Ричард Холбрук в интервью немецкой прессе заявил, что афганская кампания может продлиться дольше вьетнамской и стать самой длительной и сложной военной кампанией в истории США.
А генеральный секретарь НАТО Расмуссен в интервью Радио Свободы, которое он дал на лондонской конференции, вообще заявил, что "на самом деле Барак Обама и не говорил о выходе из Афганистана. Он говорил о том, что будет пересматривать стратегию и миссию в 2011 году". Поразительная корректировка слов американского президента. Тем более, что Обама в своем докладе Конгрессу США "О положении дел в стране", который он сделал 27 января с.г., заявил, что В ИЮЛЕ 2011 ГОДА АМЕРИКАНСКИЕ ВОЙСКА НАЧНУТ ВОЗВРАЩАТЬСЯ В США.
В условиях глубочайшего финансово-экономического кризиса, в котором находится Америка, стоимость афганской войны продолжает увеличиваться. В 2009 году на эту войну США потратили 51 миллиард долларов. В 2010 году эта цифра вырастет до 95 миллиардов, с учетом увеличения американских войск в Афганистане. В Америке умеют считать деньги. Если война закончится позорным бегством американцев, может закончиться и политическая карьера нобелевского лауреата премии мира. В Америке не любят неудачников. В этом главная ловушка Обамы. Для Обамы уже прозвенели "первые звонки": проигранные демократами выборы в Вирджинии, Нью-Джерси и Массачусетсе. Проигранные в том числе и по причине непонятной войны в Афганистане.
В течение первой половины 2009 года война шла с переменным успехом, американские потери продолжали расти, и к концу лета Маккристал представил Пентагону секретный доклад, где говорилось, что если Белый Дом не пришлет в Афганистан новые подкрепления, то США вполне могут потерпеть военное поражение. По данным СМИ, речь шла о 40-45 тысячах военнослужащих в дополнение к примерно 70 тысячам, которые находятся в Афганистане сейчас. В итоге, как известно, принято решение направить 30 тысяч американцев и 7 тысяч союзников.
Серия интенсивных военных операций, проведенных США, НАТО и Коалицией, достигла некоторых военных успехов, но по итогам 2009 года потери США в Афганистане удвоились. Погибло 310 солдат и офицеров США, в то время как по итогам 2008 года было убито 155 человек. Значительно выросли потери контингентов НАТО и ISAF. В 2009 году в Афганистане погибло в общей сложности 506 иностранных военных, в то время как в 2008 году их было убито 295.
В канун Нового 2010 года в результате самовзрыва двойного агента на передовой оперативной базе в провинции Хост, вблизи границы с Пакистаном, погибли 4 агента ЦРУ, включая главу резидентуры, 3 телохранителя и офицер иорданской разведки — родственник иорданского короля Абдаллы II, 6 человек получили ранения. До этого теракта 4 сотрудника ЦРУ погибли за весь период афганской войны с начала вторжения в 2001 году.
Почти 62% всех потерь Коалиции в Афганистане за 2009 год приходится на самодельные взрывные устройства (СВУ) (в 2008 году эта цифра составляла 58 процентов, в 2007 — 42 процента (статистика собрана редакцией веб-сайта iCasualties.org, где ведется учет всех погибших в афганской и иракской войнах). Всего за 2009 год было совершено 6228 нападений с применением СВУ (за 2003 — только 81).
СВУ, применяемые в Афганистане, делаются преимущественно из нитрата аммония — селитры, применяемой при производстве удобрений. Значительная часть селитры, употребляемой при производстве СВУ, происходит из Пакистана, хотя крупными поставщиками являются также Иран и Китай.
Чем активнее США и силы ISAF проводят спецоперации, тем шире становится вербовочная база талибов и Аль-Каиды. И это вполне понятно: активные боевые действия всегда приводят к многочисленным жертвам среди гражданского населения, расширяя ряды сопротивления.
По данным международной правозащитной организации Afghanistan Rights Monitor, около 4 тысяч мирных жителей погибли в Афганистане в результате военных действий в 2009 году. Иными словами, за один прошлый год в Афганистане мирных жителей погибло больше, чем в США во время событий 11 сентября 2001 года.
"Странная" афганская война-2010 с заранее объявленным уходом в начале 2011 года подстегивает талибов к еще более активным действиям. Как сообщает "The Miami Herald" (от 29.12.2009), талибы уже сформировали теневое "правительство в ожидании" с полностью укомплектованным кабинетом министров (в случае падения Карзая). Талибами назначены теневые губернаторы в 33-х из 34-х провинций Афганистана. В докладе Генерального секретаря ООН, представленном на заседании Совета Безопасности ООН 6 января этого года, отмечается, что в "тех административных округах, где активно действуют повстанцы (интересно, что Генсекретарь ООН не называет талибов террористами, а говорит о повстанцах. — Авт.), деятельность органов государственного управления, как правило, ограничивалась районом, непосредственно примыкающим к центру административного округа. В наиболее удаленных округах местная администрация располагает к тому же лишь ограниченными финансовыми и людскими ресурсами, из-за чего она не может выполнять даже самые основные функции , связанные с государственным управлением.
Такое ограниченное присутствие государственной власти все чаще использовалось в своих интересах повстанцами, которые создавали теневые структуры власти на уровне провинций, собирали налоги, отправляли "правосудие", решали земельные споры, казнили предполагаемых преступников и обеспечивали соблюдение консервативных традиций, сложившихся в обществе".
Сейчас талибы угрожают перекрыть северный маршрут снабжения, обустроенный ISAF в дополнение к плохо защищенным каналам, проходящим через территорию Пакистана.
Но что значит перекрыть северный маршрут? Сейчас наиболее используемый маршрут Северной сети поставок проходит по территории Эстонии, России, Казахстана и Узбекистана. Некоторые грузы направляются транзитом и по территории Грузии, Азербайджана, по Каспию в Казахстан и затем в Узбекистан. На начало 2010 года Вашингтон еженедельно переправляет в Афганистан по железнодорожным магистралям Центральной Азии порядка 350 контейнеров с грузом, что более чем в три раза превышает объемы летнего периода. Подписанное 27 января с.г. соглашение между НАТО и Казахстаном (ранее Россия и Узбекистан подписали аналогичные соглашения) делает северный транспортный маршрут главным для Коалиции в Афганистане. Это уменьшает зависимость НАТО от опасного пути через Хайберский перевал в Пакистане, где талибы постоянно совершают нападения.
Пока никаких диверсий на северном маршруте не было. Что означает угроза талибов перекрыть северный маршрут? Это — угроза объявления диверсионно-террористической войны. Прежде всего на железнодорожных магистралях в Казахстане и Узбекистане.
Особенность военной ситуации в Афганистане заключается в том, что основные команды талибам, воюющим с войсками США и ISAF, поступают из столицы пакистанской провинции Белуджистан — Кветты. Там расквартирована верхушка Талибана во главе с Джалалуддином Хаккани, его сыном Сираджуддином Хаккани и муллой Омаром — бывшим главой правительства Афганистана при режиме талибов. По разными оценкам, под командованием Сираджуддина Хаккани находится от 4-х до 12-ти тысяч талибов. Основные силы Хаккани сосредоточены в Северном Вазиристане — с пакистанской стороны границы. По данным американской разведки, именно его бойцы напали на Кабул 18 января. Хаккани причастен и к подрыву агентов ЦРУ 30 декабря.
Возможен ли лондонский вариант примирения с названными лидерами талибов? Думаю, ответ очевиден.
Главная интрига состоит в том, что согласно сообщениям представителей военного руководства и дипломатических кругов Пакистана, в ответ на требование усилить преследование Сираджуддина Хаккани, боевики которого представляют наибольшую угрозу американским войскам, США получили от Пакистана резкий отказ. Как сообщило "Radio Liberty" (19.12.2009), президент Пакистана Асиф Али Зардари накануне провозглашения Белым Домом новой стратегии "АфПак" в конце ноября заявил Обаме, что армия Пакистана будет действовать против исламских экстремистов в приграничных районах по собственному графику и не станет ускорять операцию, как просил Вашингтон.
И Зардари можно понять. Его положение довольно непрочно и во многом зависит от консенсуса с военными и специалистами.
Особенно сильно режим Зардари закачался после принятия Верховным судом Пакистана в декабре 2009 года решения о повторном рассмотрении всех судебных дел по обвинению в коррупции, которые были отменены экс-президентом Мушаррафом еще в 2007 году на основании Указа о национальном примирении. Это решение парализовало административный аппарат Зардари. Ясно, что в Пакистане вновь началась смертельная схватка за власть. И потом, зачем Зардари ликвидировать Сираджуддина Хаккани, если тот является агентом пакистанских спецслужб? Тем более, что он им весьма будет нужен для военных "разборок" после начала вывода американских войск из Афганистана в 2011 году.
В ответ на несговорчивость руководства Пакистана Обаме советуют повысить масштабы и частоту бомбовых ударов беспилотников по территории Пакистана. Но за два последних года от беспилотников погибло, по самым скромным подсчетам, не менее 300 мирных пакистанцев. 53 операции с участием беспилотников насчитали эксперты New America Foundation в 2009 году в Пакистане, о проведении 51 из них распорядился Обама. Его предшественник Джордж Буш приказал в 2008 году провести в общей сложности всего лишь 34 такие операции.
Другой совет заключается в проведении спецоперации против руководства Талибана силами самих американцев на территории Пакистана.
Следование этим советам может привести к падению нынешнего проамериканского президента Пакистана. К власти могут прийти радикально, причем радикально-исламистски, настроенные военные. А это уже совсем другая история.
Здесь в полный рост стоит вопрос ядерного оружия Пакистана, непримиримый конфликт с Индией с возможным обменом ядерными ударами и территориальный конфликт с Афганистаном.
Даже без столь апокалиптического сценария напряжение вокруг Афганистана в треугольнике Пакистан — Индия — Китай постоянно возрастает. И Китай, и тем более Пакистан, противоборствуют усилиям США втянуть Индию в афганскую войну. Особенно беспокоят китайцев и пакистанцев уже прозвучавшие планы сосредоточения индийских войск на севере и западе Афганистана и масштабные проекты обучения индийскими специалистами афганской армии.
Индия постоянно добивается того, что из речей Обамы исчезает проблема Кашмира. Но для пакистанских военных Кашмир остается приоритетом номер один. Многие эксперты полагают, что наряду с другими факторами именно из-за Кашмира Пакистан не проявляет той активности в борьбе с талибами, которую от него ждут американцы. Пакистанцы также считают, что Индия поддержала сепаратистские повстанческие движения в пакистанском Белуджистане.
В свою очередь китайцы в ответ на возможное усиление влияния Индии в Афганистане активизируют деятельность повстанческих маоистских групп в самой Индии (они там действуют на территории трети страны).
Клубок противоречий Афганистана придется распутывать и России.
РУССКИЙ "АФГАН"-2010
В дни 30-летия советского вторжения в Афганистан Збигнев Бжезинский в своих интервью с особым удовольствием и цинизмом рассказывал о том, как спецслужбам США и Белому Дому удалось спровоцировать СССР на оккупацию Афганистана и "устроить Советам свой Вьетнам".
Сейчас аналогичное втягивание в "черный ящик" новой афганской войны идет уже не на уровне тайных операций, а в открытую. Генеральный секретарь НАТО Расмуссен в уже упомянутом интервью "Der Spiegel" заявляет: "Я вижу большой потенциал для дальнейшего российского содействия по Афганистану. Россия уже предоставила нам транзитный маршрут для тылового обеспечения. Я думаю, что она может сделать больше. Русские могут также участвовать в подготовке афганской армии и в поставках для нее военной техники и оружия".
"The Associated Press" (от 11.12.2009) накануне визита Расмуссена в Москву прямо писала: "НАТО хочет, чтобы Россия помогла в войне в Афганистане, бесплатно предоставив больше оружия — включая автоматы АК-47, гранатометы, легкую артиллерию и бронетранспортеры, — а также расширив военную помощь растущей афганской армии". НАТО также стремится получить до шести обновленных легких военно-транспортных самолетов Ан-32, которые должны присоединиться к четырем, уже имеющимся на вооружении ВВС Афганистана. Эти самолеты специально разработаны, чтобы хорошо функционировать в жарком и высокогорном климате Афганистана.
Какую помощь США, ISAF и правительству Карзая Россия уже оказала и оказывает сейчас?
Первое. Кабулу списан долг на 10,38 миллиарда долларов, оказана гуманитарная помощь на 70 миллионов.
Второе. Россия обеспечивает транспортировку невоенных грузов в Афганистан по Северному маршруту.
Третье. Россия готовит афганских полицейских для борьбы с наркобизнесом на базе одного из учебных заведений МВД.
Четвертое. Москва и Вашингтон достигли в июле 2009 года соглашения, позволяющего США производить до 4500 полетов в год над территорией России. Речь идет о транзите военных грузов для коалиции в Афганистане. Но за прошедшие полгода, по американским данным, было произведено всего 5 полетов.
Пятое. Наемники из России воюют с талибами в горах к востоку от Кабула в составе французского Иностранного легиона. Но это личная инициатива конкретных лиц, а не политика государства (да и само наемничество у нас карается по УК).
Все перечисленные факторы — косвенное участие в афганской войне.
Восстановление 142 объектов промышленности и инфраструктуры в Афганистане, построенных при участии СССР, вообще благородное дело, носящее антивоенную идеологическую нагрузку. И это предложение, внесенное в Лондоне российским главой МИДа Сергеем Лавровым, звучало среди всех других наиболее рационально. Правда, не совсем понятно, как будет обеспечена безопасность наших строителей в условиях войны.
А теперь зададим себе вопрос, что значит участвовать в подготовке афганской армии и поставлять для нее бесплатно военную технику и оружие?
Это, по существу, — прямое участие в афганской войне-2010. Причем накануне ухода американцев!
Видимо, Бжезинский считает, что достойно завершит свою жизнь, если ему второй раз удастся втянуть русских в афганскую войну. Направить всю энергию джихадизма против России.
Безусловно, надо быть готовым ко всему. И к реальному уходу американцев из Афганистана. И к падению режима Карзая в Кабуле. И к восстановлению режима талибов. И к террористическим рейдам талибов к нашим соседям в Среднюю Азию.
Но не следует делать шагов, которые эти события будут ускорять.
Лозунг-2010 по отношению к афганской войне: "НИ ШАГУ ВПЕРЕД!".
Нам и плохо, и хорошо от того, что крупные силы США и НАТО находятся недалеко от наших границ. Плохо, потому что в этом положении они реально могут влиять на многие внешнеполитические и экономические процессы в Средней Азии.
Плохо, потому что Россию уже девятый год после оккупации Афганистана американцами заваливают героином, произведенным в этой стране (режим талибов с наркотиками нещадно боролся, что признавало даже ООН). По данным главы наркоконтроля Виктора Иванова, от афганского героина в России только за 2009 год погибло 100 тысяч человек!
Самое удивительное, что НАТО и ISAF все последние годы игнорируют предложения России и ОДКБ о создании вокруг Афганистана антинаркотических поясов безопасности.
Хорошо, что энергия талибов и Аль-Каиды направлена не на Россию, а на наших "союзников — потенциальных противников"-американцев.
Хорошо, что южные рубежи России пока охраняются теми же "союзниками — потенциальными противниками".
И не дай Бог, чтобы они бежали из Афганистана так же, как из Вьетнама. Тогда Афганистан кинутся разрывать в клочья и Китай, и Индия, и Пакистан.
А в такой ситуации уже МОЖЕТ ВОЗНИКНУТЬ НЕ БОЛЬШАЯ ИГРА, А БОЛЬШАЯ ВОЙНА В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ.
Вероятность этой Большой войны стала возможной в результате насильственного развала СССР. Это произошло по воле ультралиберальной и ультранационалистической "элит", которые возникли при Горбачеве и расцвели в окружении Ельцина, а порой и сейчас влияют на Кремль. Республики Средней Азии были оторваны от единой Родины, лишены единого экономического и культурного пространства, оставлены один на один с надвигающейся волной радикального ислама, стали вожделенными объектами экспансии и со стороны Запада, и со стороны Китая. Россия была лишена бесценных залежей газа, нефти, угля, золота, урана. А, главное, лишена ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА, способного укреплять военный и трудовой ресурс страны. В один миг граждан СССР: таджиков, узбеков, казахов, киргизов, туркмен — стали причислять к опасным "незаконным мигрантам". Сброс "азиатских окраин" оголил южные рубежи России.
"Черный ящик" афганской войны-2010 требует сделать Среднюю Азию приоритетным направлением внешней политики, экономики и безопасности России. Для этого надо развивать крупные совместные экономические проекты. Снимать надуманные миграционные барьеры. Интегрировать граждан Средней Азии в русское культурное пространство. Не жалеть средств на обучение их русскому языку. Решить вопрос о возможности их службы в Российской армии. Необходимо постоянно укреплять и развивать все действующие совместные структуры безопасности и в рамках СНГ (Антитеррористический центр, Бюро по координации мер борьбы с организованной преступностью и т.д.), и в рамках ОДКБ.
МЫ МОЖЕМ ВЛИЯТЬ НА АФГАНСКУЮ ВОЙНУ ТОЛЬКО ПУТЕМ УКРЕПЛЕНИЯ ПОЗИЦИЙ РОССИИ В СРЕДНЕЙ АЗИИ. В этом залог не только и не столько побед, сколько выживания нашей страны и нашего государства в обостряющейся стратегической схватке за будущее мира.