Рождественское послание главы Духовного управления мусульман Российской Федерации и Совета муфтиев Равиля-хазрата Гайнутдтина стало заметным событием не только для многомиллионной общины его единоверцев в нашей стране. Фактически, это заявка на новый формат государственно-исламских отношений.
Креативное решение
Рождественское послание председателя ДУМ РФ сделано впервые. Естественно, поводом для него послужил не христианский праздник, отмечаемый в ночь, по одной версии, с 24 на 25 декабря, по другой, - с 6 на 7 января, а Мавлид ан-Наби – рождение или рождество Пророка Мухаммада (мир ему). Так уж получилось, что мусульманская и православная даты в 2015 году почти совпали.
В соцсетях со стороны скорых на выводы, обвинения и всегда все знающих, но при этом, как правило, скрывающихся за никами, пользователей, появилась критика перевода термина «мавлид» как «рождество». В этом усмотрели заимствование из Христианства, подражание Православной церкви.
В самом Послании в самом начале прямо говорится, почему выбрано именно «рождество» Пророка (мир ему). «По-арабски месяц его прихода в наш мир называют «рабиу-ль-авваль». Многие отмечают это событие, опять-таки по-арабски традиционно именуя его словосочетанием «мавлид ан-наби». Я же стараюсь сделать язык, само послание Ислама доступным нашим современникам – и потому использую привычные в российской культуре слова и образы. Старославянское «рождество» в Средневековье было самым обыкновенным для обозначения физического появления человека на свет. Поэтому словосочетание рождество Пророка Мухаммада (мир ему) вполне законно в российском пространстве и сохраняет свою исламскую сущность».
Можно еще добавить, что использование знакомых и понятных образов, терминов и смыслов вполне соответствует методологии призыва, которой пользовался сам Пророк Мухаммада (мир ему) и первые поколения мусульман. Они не редко брали то, что было известно и близко окружающим, при этом очищая или вкладывая в понятия или действия исламский смысл. Например, многие из обрядов хаджа в схожей форме имели место и до Пророка (мир ему). Он не упразднил их, но вложил в них подлинно духовный душеспасительный смысл.
По той же логике, по которой необходимо отрицать термин «рождество», недопустимо тогда говорить, например, «мусульманская молитва» или «пост в месяц Рамадан» по той причине, что «молитва» и «пост» также используются христианами и последователями других религий. Но это абсурд, который не приходит в головы даже самых горячих пользователей соцсетей.
При этом надо понимать, что Рождественское послание Гайнутдина адресовано не только мусульманам. И, может быть, даже не столько мусульманам. Оно для всех тех, кто может прочесть его на русском языке, прежде всего, конечно, речь о гражданах России.
В Коране Всевышний называет Пророка (мир ему) «милостью для миров». В этой связи Гайнутдин совершенно оправданно акцентирует внимание на всеобщности миссии Мухаммада, на универсальном смысле его послания, на общечеловеческом смысле тех ценностей, которые он принес в наш мир.
Поэтому использование понятных и близких большинству россиян терминов и понятий, как «рождество», в Послании вдвойне уместно и оправдано. Это креативная находка, которая как раз и заставила обратить внимание не только на сам документ, но, самое главное, на его смысл - на миссию нашего Пророка (мир ему).
Кроме того, послание Гайнутдина, концептуально обрамляющее миллионный митинг в Грозном и многотысячную акцию против нарушений прав верующих в Назрани, стало своеобразной реакцией российских мусульман на очередную серию публикаций кощунственных карикатур на Пророка (мир ему) на Западе. Не погромы, убийства и конфликт, а призыв к диалогу через осмысление бытия, интеллектуальное усердие и духовное просвещение. - Это не только цивилизованный ответ безумным невеждам и провокаторам, но и куда более эффективный способ продвижения тех ценностей и принципов, с которыми пришел Мухаммад (мир ему).
Лучший повод поговорить об Исламе
Мавлид ан-Наби – самый подходящий повод говорить с элитой и обществом о миссии Пророка (мир ему) и ценностях Ислама, органически присущих российской цивилизации, как и ценности Христианства.
Ид аль-фитр (Ураза-байрам) – праздник окончания поста. Это сугубо религиозная узкоконфессиональная дата. Пост в Рамадан соблюдают только мусульмане. Ид аль-адха (Курбан-байрам) – праздник приближения ко Всевышнему через жертвенность в служении Ему. Это дата с особым духовным смыслом, уходящим корнями в общеавраамическую традицию.
Рождество же Пророка (мир ему) – это точка отсчета явления в мир истины. Начало подлинного смысла бытия. Без прихода Пророка (мир ему) все творение утрачивает свое значение, теряет значение человеческая история, жизнь каждого из нас. Ведь без веры в Мухаммада (мир ему) нет Ислама, нет спасения, даже если человек признает единство и единственность Господа.
Не эта ли дата, охватывающая в себе все послание Пророка (мир ему), адресованное не только народам, и так традиционно исповедующим Ислам, но всем людям на Земле, - лучший повод говорить об истине?
Сегодня в условиях давления Запада, вызванного событиями на Украине, у элиты растет интерес к Исламу. Особенно, когда позиция РПЦ отличается неоднозначностью и непоследовательностью, когда она понесла серьезные утраты приходов на Украине и в Белоруссии, когда влияние церкви в славяно-православных странах ослабевает. На этом фоне позиции СМР после успешного Мусульманского форума в Москве, который собрал в высшей степени представительный состав участников, серьезно укрепились.
Глава Всемирного совета мусульманских ученых, ведущей на сегодня в своем роде богословско-правовой организации, Али аль-Карадаги, глава Управления по делам религии Турецкой республики Мехмет Гермез, непререкаемый в Средней Азии и на всем пространстве СНГ улем, учитель учителей, духовный наставник многих российских муфтиев Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф, член Высшего совета культурной революции Исламской республики Иран аятолла Али-Реза Арафи, всего около 500 участников из 20 стран мира, в том числе Европы, Юго-Восточной Азии и Китая, не только приехали в Москву, но и поддержали инициативу российских мусульман превратить Форум в международную организацию.
Таким образом, влиятельные религиозные центры, лидеры мусульман Турции, тюркского мира и Европы, арабских стран, Юго-Восточной Азии и Ирана, а также Средней Азии и всего СНГ согласились с центральной ролью российских единоверцев и в их лице Москвы как центра для новой структуры. Москвы, вокруг которой Запад тщательно выстраивает кольцо изоляции.
Исламский фактор сейчас активно стали обсуждать не только скандальные журналисты и силовики, но и видные эксперты и политики. Общество, за последнее месяцы немного остывшее от бесконечной антимигрантсткой, антикавказской и антимусульманской истерии в СМИ, взглянуло на Ислам несколько иначе. Больше становится тех, кто начинает видеть в нем не чуждое и враждебное, а свое и близкое, часть общего дома, неотъемлемую составляющую российской гражданской идентичности и евразийской цивилизации.
Это ли не лучший момент, чтобы напомнить о вечном – о послании нашего Пророка, явленного как «милость для миров»?
«Мусульманские» чтения в парламенте
22 января Патриарх Кирилл выступил с Послание к депутатам Государственной Думы. Этим открылись первые Рождественские парламентские встречи. Церковь активно использует религиозные образы и даты для своей проповеди.
Рождество Пророка (мир ему) должно быть таким же важным поводом для парламентских чтений, как Рождество православное. Под этим названием оно может быть принято обществом и войти в политическую практику, со временем стать событием, вполне для всех естественным и удивляющим разве только тех, кого удивляет выступление патриарха в Думе и Рождественские парламентские слушания.
В дореволюционной Думе была мусульманская фракция. Ее депутаты говорили о ценностях Ислама в контексте общегосударственной пользы, пользы всем гражданам, независимо от вероисповедания и этнической принадлежности. Этот опыт необходимо развивать.
«Мусульманские» рождественские слушания – это вклад российской уммы в решение проблем государства и всего общества. Это повод не только рассказать о ценностях Ислама и миссии Пророка (мир ему), но и возможность реализовать то, о чем мы любим рассуждать, в реальной жизни. Так, чтобы то, к чему мы призываем, действительно помогало, облегчало, облагораживало жизнь конкретных людей – всех наших соотечественников; так, чтобы Ислам стал в полном смысле милостью для окружающих, милостью для миров.
Абдулла Ринат Мухаметов