В худших традициях Абу-Грейба. Истерзанные женщины Ирака

«Когда они впервые ударили меня электрическим током, я охнула, тело окаменело, с моей головы упал мешок», - рассказала иракская заключенная Исра Салях правозащитной организации Human Rights Watch (HRW).

Исра (имя изменено) была арестована американскими и иракскими вооруженными силами в 2010 году. Ее пытали до тех пор, пока она не «созналась» в террористической деятельности, к которой не имела отношения. По данным 105-страничного отчета HRW, в тюрьмах Ирака содержатся тысячи женщин, которых держат в заключении без предъявления обвинений, избивают и насилуют.

В случае с Исрой имело место самое жестокое, но типичное отношение. Ее заковали в наручники, поставили на колени и били по лицу до тех пор, пока не сломалась ее челюсть. Когда женщина отказалась подписывать бумагу с «признанием», к ее наручникам подключили электрические провода.

Добро пожаловать в «освобожденный» Ирак, в процветающую «демократию», которую никак не перестанут восхвалять американские официальные лица. Нет сомнений в том, что жестокая политика иракского правительства под руководством Нури Аль-Малики является продолжением политики американской военной администрации, которая правила Ираком с 2003 г. до декабря 2011 г.

Пытки и уничижительное обращение в тюрьме Абу-Грейб с иракскими заключенными, мужчинами и женщинами, не было изолированным инцидентом или делом рук «паршивой овцы». Только наивные люди поверят в теорию о «паршивой овце». С момента появления информации об Абу-Грейбе в 2004 г. таких историй всплыло множество, в т.ч., и в Афганистане. Преступления совершались не только американцами, но также британцами и сами же иракцами, которые взялись продолжать миссию «демократизации».

В отчете под названием «Никто не находится в безопасности» представлены ужасающие сведения о насилии над женщинами в иракской системе «правосудия».

Феномен похищений, пыток, изнасилований и казней женщин настолько распространился, что его масштаб кажется шокирующим даже по понятиям страны с не лучшей репутацией в плане прав человека. Если такие события происходили бы в ином политическом контексте, то глобальное возмущение было бы глубочайшим.

Некоторые из либеральных западных СМИ из феминистских соображений призвали к той или иной гуманитарной интервенции. Но в случае с современным Ираком отчет HRW, скорее всего, получит лишь обрывочное освещение – проблема будет размыта и, в конце концов, забыта.

На самом деле, дискуссия о насилии над тысячами женщин, не говоря уже о десятках тысяч мужчин, проходит в политическом вакууме. Ключевое слово, всплывшее после публикации этого отчета, звучало как «слабость» иракской системы юстиции. То есть, проблема как будто состоит в необходимости укрепить слабую систему – направить больше денег, построить больше учреждений, улучшить мониторинг и обучение и т.д.

При этом почти не слышны голоса женских организаций, интеллигенции и феминисток, которых, похоже, гораздо больше беспокоят брачные традиции в Йемене или покрытие лица женщинами в Афганистане. Культура Абу-Грейба продолжает доминировать в управлении Ираком с марта 2003 г.

Спустя годы после начала расследования о насилии в Абу Грейбе генерал-майор Антонио Тагуба, проводивший само расследование, сообщил о наличии еще свыше 2000 неопубликованных фотографий, задокументировавших насилие. – «На одной фотографии американский солдат явно насилует женщину-заключенную, а на другой мужчина-переводчик насилует мужчину-заключенного», - писала газета Telegraph в мае 2009 г. Тогда генерал-майор Тагуба поддержал решение Обамы не публиковать эти фотографии, поскольку это подвергло бы опасности американских и британских военных в Афганистане.

Однако данные о насилии над женщинами в Ираке имеет совершенно уникальный контекст. Большая часть этих женщин – суннитки, и их свобода была главным поводом для восстаний в суннитских провинциях центрального и западного Ирака. Унижение миллионов иракских суннитов невозможно описать словами, и их воинственная реакция на политику обесчеловечивания, дискриминации и насилия вполне логична.

Перевела с английского языка Зарина Саидова специально для Ансар.Ru



комментариев