Мир с Газой. Почему именно сейчас?

Один из авторитетных военных стратегов Карл фон Клаузевиц написал в своей известной книге «На войне», что война – это «силовой акт по принуждению врага выполнить желаемое нами».

Из книги можно заключить, что израильская война в Газе закончилась провалом плана по принуждению Палестины исполнить желания Израиля, иными словами, Израиль войну проиграл.

И все же, почему война, продолжавшаяся 50 дней, закончилась именно сейчас, и с чего вдруг? Каковы причины этого?

Быстрый взгляд на ситуацию на основании общедоступной информации позволяет сделать выводы о причинах заключения сделки.

Провал разведки

26 августа, когда было достигнуто мирное соглашение, министр внутренней безопасности Израиля Исхак Ахаронович заявил в интервью местной радиостанции, что «ХАМАС все еще обладает обширными возможностями по запуску ракет».

Это заявление было сделано спустя 38 дней после другого заявления – тогда высокопоставленный представитель израильской армии генерал-майор Моти Алмоз сказал, что «мы уничтожили 30-40% ракет».

На самом деле, с начала конфликта и до его конца количество палестинских ракет, выпускаемых в Израиль, не так-то сильно и снизилось. По данным израильских источников, а именно Jerusalem Postи израильского МИД, палестинцы выпустили в сторону Израиля 10 июля 192 ракеты, 13 июля – 122, 10 августа – 130, а 26 августа – 116.

За 50 дней войны палестинское сопротивление сумело спрятать либо произвести огромный запас ракет, весьма удививший израильский военный истеблишмент.

22 августа правительство ХАМАС в Газе публично казнило 18 палестинцев по подозрению в сотрудничестве с Израилем. Это стало серьезным фактором страха, отбившим желание у потенциальных предателей делиться информацией с Израилем, и лишило Израиль способности собирать информацию о позициях ракетных пусковых установок, заводов и складов.

Нетаньяху тонет

Провал военных и разведки затянул войну, что меньше всего было нужно Израилю с учетом его опыта операций в Газе.

Израильская экономика несет крупные потери из-за израильской операции «Нерушимая скала». Туризм, составляющий 7% израильской экономики, в июле в стоимостном объеме сократился на 26%, а экономический рост во втором квартале замедлился с 2,8% до 1,7%.

Израильское общественное мнение тоже сыграло важную роль в достижении мирного договора. В начале войны в Газе уровень одобрения политики Нетаньяху населением составлял 82%, а месяцем позже он опустился до 63%. 5 дней назад он составлял 55%, а сейчас только 38% израильтян одобряют действия Нетаньяху.

Решение Нетаньяху «сбежать от Газы» было принято после того, как он уверился, что кабинет министров не одобрит такое соглашение, в результате чего он решил действовать в одностороннем порядке.

Третьясторона?

«Посредник» мирного договора имел свои причины продвигать его. Египетский президент Сиси применил все возможные усилия с самого первого дня, чтобы через эту миссию заручиться международным одобрением. Посредничество в переговорах между Палестиной и Израилем, которое эффективно использовал в своей игре Мубарак и также Мурси, было применено Сиси для доказательства собственной полноценности как лидера, способного водворить стабильность в регионе.

Однако скандал, раскрытый СМИ во главе с NYTimes, об участии египетских военных в борьбе Ливии против исламистских движений, побудили Сиси уделить большое внимание стабилизации восточных границ, чтобы затем переключиться на западные.

Кроме того, было бы ошибочно считать, что успешная сделка между ХАМАС и Израилем разрешила бы конфликт, ведь он имеет место между тремя сторонами, а не двумя.

ХАМАС много приобрел в ходе недавнего конфликта с Израилем, и израильские удары его не ослабили, и теперь Израилю с Египтом придется менять методику действий.

Перевела с английского языка Зарина Саидова специально для Ансар.Ru



комментариев