Вопрос дозволенности сотрудничества с немусульманскими странами и организациями сегодня для молодых мусульман стоит предельно остро. Дозволено ли, например, Саудовской Аравии, как оплоту суннитского мира и веры, сотрудничать с правительствами Индии или Китая, большинство населения которых являются язычниками?
Или дозволено ли таким мусульманским организациями, как Лига исламского мира, Организация исламского сотрудничества сотрудничать с подразделениями ООН, работающими в сфере охраны безопасности, культуры, борьбы с коррупцией и т.д.?
Общие правила
Для начала стоит отметить, что мусульмане должны сотрудничать друг с другом во всем, что помогает бороться с угнетением, что помогает защищать права угнетенных, будь это мусульмане или немусульмане. Кроме того, общеизвестно, что Ислам не запрещает мусульманам сотрудничество с немусульманами, если это сотрудничество направлено на благие цели и не противоречащее целям, принципам и правилам Шариата.
Всевышний говорит: «Аллах не запрещает вам являть дружелюбие и справедливость к тем, кто не сражался с вами из-за веры и не изгонял вас из ваших жилищ,- ведь Аллах любит справедливых. Аллах запрещает вам дружить только с теми, которые сражались с вами из-за веры, выгоняли вас из ваших жилищ и способствовали вашему изгнанию. Вот те, кто дружит с ними,- воистину, нечестивцы» (60:8-9).
Шейх Мухаммад Нур Абдуллах, президент Исламского общества Северной Америки и член Североамериканского совета по фикху утверждает: «Мусульмане могут свободно сотрудничать с немусульманскими организациями по оказанию помощи нуждающимся, как мусульманам, так и немусульманам, если целью этих организаций является оказание помощи, и если они не преследуют иной цели, несовместимой с исламской религией.
В качестве доказательства дозволенности подобного сотрудничества можно привести в качестве доказательства следующие Слова Всевышнего Аллаха: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде» (5:2). Этот аят, как утверждает большинство ученых, содержит общее правило, охватывая и немусульман тоже и не ограничиваясь одними лишь мусульманами.
Кроме того, Всевышний Аллах сказал: «Аллах не запрещает вам являть дружелюбие и справедливость к тем, кто не сражался с вами из-за веры и не изгонял вас из ваших жилищ,- ведь Аллах любит справедливых» (60:8). Этот аят очень четко указывает, что мусульмане могут сотрудничать с немусульманами ради достижения общего блага, если последние не находятся с мусульманами в состоянии войны.
В истории развития пророческой миссии также имел место такой случай, когда еще молодой Мухаммад (мир ему) еще в период доисламской джахилии принимал участие в заключении соглашения «Хильф аль-фудуль», который в разных переводах известен, как «Союз чести» или «Конфедерация добродетельных».
Тогда заключавшие его враждовавшие друг с другом арабские рода обязались заключить мир и совместно поддерживать угнетенных и защищать слабых. Пророк (мир ему) уже после начала посланнической миссии сказал: «Если бы меня пригласили участвовать в таком же союзе или соглашении в Исламе, я бы это поддержал».
Война беззакония
Стоит напомнить, что заключению данного союза «Хильф уль-фудуль» предшествовала многолетняя война между арабскими племенами, которая получила название «Война беззакония». Она получила такое название, поскольку в ходе её нарушались всевозможные запреты и велась она в запретные месяцы. Шейх Мубаракфури пишет, что на момент ее начала Посланнику Аллаха (мир ему) исполнилось 15 лет.
Эту войну курайшиты и их союзники из числа кинанитов вели с племенем кайс ‘айлян. Отряды курайшитов и кинанитов возглавлял Харб бин Умаййа, который был самым уважаемым среди них. Сначала в этой войне кайс ‘айлян побеждали кинанитов, а потом победы стали одерживать кинаниты.
Эта война длилась 4 года, и в ней принимал участие и Посланник Аллаха (мир ему). Он участвовал в этой войне плечом к плечу со своими дядями, защищая их от вражеских ударов и подавая им во время битвы стрелы. Посланник Аллаха (мир ему) принимал участие в этой войне из чувства, что он должен защитить свою родину, отразить агрессию и устранить несправедливость.
Союз чести
По прошествии нескольких лет войны, со слов ибн Хишама «…Племена курайшитов призвали друг друга заключить союз. Для этого собрались в доме Абдаллаха ибн Джудаана, из-за его благородства и возраста, при котором обычно давали клятву… Они заключили союз и закрепили его клятвой о том, чтобы не было в Мекке ни одного притесненного ее жителя, а также ни одного обиженного человека из числа пришедших в Мекку людей со стороны, за которого они не заступились бы». Курайшиты и назвали этот договор «Союзом чести».
Они заключили между собой договор, обязавшись оказывать поддержку любому притесняемому из числа мекканцев и всех прочих людей, если обнаружат притесняемых в Мекке, вне зависимости от его происхождения или цели прибытия в Мекку. И выступать против притеснителя до тех пор, пока захваченное не будет возвращено владельцу. При заключении этого договора присутствовал и Посланник Аллаха (мир ему).
Данный союз оставался в силе до тех пор, пока на аравийской земле не утвердился Ислам. О его значении Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Тот союз, который был во времена язычества, был только укреплен Исламом».Ибн Исхак сказал: «Посланник Аллаха говорил: «Я присутствовал в доме Абдаллаха ибн Джудана, когда был заключен тот договор, который настолько хорош, что кажется мне лучшим, чем получение в награду стада добрых верблюдов. Если бы меня призвали к такому союзу при Исламе, то я бы согласился».
Союз чести, как модель для сподвижников
Данный Союз имел в истории Ислама столь великое значение, что на его модель ориентировались последующие поколения сподвижников. Со слов Мухаммада ибн Ибрахим ибн аль-Харис ат-Тайми известно, что случилась тяжба между аль-Хусейном ибн Али ибн Абу Талиб и аль-Валидом ибн Утба ибн Абу Суфьяном. Аль-Валид в то время был амиром Медины.
Его назначил амиром его дядя Муавия ибн Абу Суфьян. Они вели тяжбу за имущество в Зу аль-Марве (деревня в долине Вади аль-Кура). Аль-Валид оспаривал право аль-Хусейна на владение. Хусейн сказал ему: «Клянусь Аллахом! Ты поступай со мной справедливо или я возьму свой меч, потом встану в мечети Посланника Аллаха и призову к Союзу чести!»
Тогда Абдаллах ибн аз-Зубейр, который был у аль-Валида, когда Хусейн сказал эти слова, произнес:«Я тоже клянусь Аллахом! Если он призовет к нему, то возьму свой меч и встану на его сторону, пока Хусейн не получит то, что ему принадлежит по праву, или мы оба умрем!»
Далее ат-Тайми рассказывает: «Я сообщил об этом аль-Мисвару ибн Михзама ибн Науфаль аз-Зухри, и он сказал то же самое. Я сообщил Абд ар-Рахману ибн 'Осману ибн Убайдуллах ат-Тайми, и он сказал то же самое. Когда дошло это до аль-Валида ибн 'Утба, он уступил Хусейну его право и тот удовлетворился».
Таким образом, мы видим, что сподвижники и последующие поколения мусульман настолько высоко ценили данный Союз, что в случае притеснения их прав, готовы были вновь призвать к заключению подобного же Союза с целью защитить права притесняемых. Следовательно, значение подобного Союза оставалось велико не только и для последующих поколений мусульман, вплоть до наших времен и далее.
Союзы чести в сегодняшние дни
Комментируя участие Посланника Аллаха (мир ему) в Союзе чести, шейх Мухаммад аль-Газали сказал: «Противостояние угнетателю, каким бы жестоким он ни был, поддержка угнетенного, каким бы незнатным и презренным он ни был, полностью соответствуют духу Ислама, предписывающего одобряемое и запрещающего порицаемое, призывающего строго придерживаться норм, установленных Аллахом».
Более того, Ислам преследует цель положить конец несправедливости вне зависимости от того, свершается ли она на межличностном уровне, или же распространена в качестве общепринятой политики на уровне международном.
Участие Посланника Аллаха (мир ему и благословение) в Союзе чести указывает на то, что он, не смущаясь того, воспринимал себя, как неотъемлемую часть мекканского общества. Кроме того, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) прекрасно осознавал, что, если угнетение или та или иная форма несправедливости не будут устранены, они могут полностью подорвать и разложить человеческое общество.
Таким образом, исходя из реалий сегодняшнего дня, очевидно, что нет ничего предосудительного в сотрудничестве мусульман с немусульманами, с немусульманскими организациями и государствами, даже если они являются языческими, если их целями является оказание помощи угнетенным и нуждающимся, и если они не имеют других скрытых целей.