С каким лицом мы предстанем перед Всевышним?

Известный англо-ирландский писатель Клайв Льюис в своей книге «Просто христианство» довольно интересно высказывается на тему ответственности человека в жизни. Веря в ценность порядочного поведения, пишет он, люди ревностно оправдывают свое не совсем порядочное. Не связывая свои положительные шаги с внешними причинами и ставя их "в заслугу себе", собственные минусы они объясняют усталостью, беспокойством и т. д. Нашу попытку "списать ответственность на кого-то или на что-то" Льюис обосновал внутренним недовольством тем, что мы сознательно нарушаем "естественный закон". Но именно в данном круговороте, как подчеркивает писатель, высвечивается, каким образом мы понимаем себя и окружающий нас мир.

Действительно, как часто мы пытаемся найти "обоснованную" лазейку для собственных прегрешений. Прекрасно осознавая неправильность (с нравственной точки зрения) определенных шагов, мы пытаемся оправдать их некими "объективными" причинами. Тут мы оказались слабыми; там нас к чему-то принудили; здесь какой-то шаг был вынужденным; в другом случае — подставили, обманули, заставили, вероломно перехитрили. Мало этого, иногда мы пытаемся успокоить себя вопросом, мол, почему Бог не дал нам сигнала и не удержал от какого-либо действия или бездействия?

Но давайте будем честны перед собой, не Коран ли свидетельствует, что "все хорошее", постигающее человека, приходит от Аллаха, а "все плохое" — от "тебя самого" (сура 4 "Женщины", аят 79)? К слову, Библия также констатирует, что оскверняет человека не "извне входящее" в индивидуума, а "исходящее" из него. Непосредственно "из сердца человеческого исходят" злые помыслы, прелюбодеяния, убийства, кражи, злоба, коварство, зависть, гордость и т. д. (Мк. 7: 18, 20-23).

Значит, в основе наших поступков лежат наши собственные мысли и намерения, наше прошлое и настоящее. Всемилостивый не принуждает нас к дурному и не отвращает от доброго поступка. Он может удержать человека от замышленного греха, сжалившись над ним, или позволить ему совершить задуманное, поступив справедливо по отношению к нему. Но Аллах не проявляет несправедливости к людям — это они сами несправедливы к себе (сура 10 "Йунус", аят 44). Так зачем же собственные прегрешения скидывать на молчаливое невмешательство Аллаха, так сказать?

Не будем забывать, что Творцу было вполне по силам раз и навсегда освободить нас от соблазнов и сомнений. Но Ему было угодно предоставить нам самим выбрать свой путь, чтобы человек осознал непреходящую ценность веры и отдал ей предпочтение перед всем остальным. Клайв Льюис говорит о сотворении человека таким образом, чтобы "энергию, необходимую для нормальной жизни", он черпал "от Самого Бога". В этом контексте писатель определяет общение с Всевышним как "горючее, на которое рассчитан наш дух".

Красиво сказано, однако. Исполнение заповедей и выполнение предписаний — это материальная точка опоры нашего настоящего и будущего. В этом нуждается не Самодостаточный Аллах, а мы. Все вместе и каждый по отдельности. Ради уверенности в завтрашнем дне и обретения вечной жизни. И хотя не всегда получается поступать так, как хотелось бы, каждый из нас имеет шанс, осознав значимость утраты, восполнить ее искренним покаянием и новыми добрыми делами. Для того чтобы не превратиться в инструмент в руках дьявола, сгорающий в пламени ненависти и зла, а служить Всевышнему во благо самому себе и людям и во исполнение Его величайшего замысла.



комментариев