Жемчужины Халифата – Арран, Ширван и Дербент

Наш сайт планомерно продолжает знакомить читателей с забытыми страницами истории мусульманских народов России. В сегодняшнем материале мы коснемся истории трех мусульманских земель Восточного Кавказа периода их расцвета в лоне исламской арабоязычыной культуры.

Вклад Владимира Минорского

Мы взглянем на их историю сквозь призму трудов одного из крупнейших специалистов по истории Восточного Кавказа Владимира Минорского. Этот историк родился еще в Российской Империи в 1877 году. В год, когда Восточный Кавказ поднялся на новое анти-колониальное восстание, известное как «малый газават».

Минорский служил с начала 20 века в российском МИД, работал дипломатом в Иране, Турции, Туркестане. После Октябрьской революции ушел в эмиграцию сначала в Персию, затем во Францию и далее – в Британию.

Советская школа востоковедения оценила его вклад в науку. В 1960 году Минорский был приглашён Академией наук СССР для участия в XXIII Международном конгрессе востоковедов в Москве.

Внёс большой вклад в области турецких, монгольских, кавказских, азербайджанских, армянских и византийских исторических исследований. Действительный член Британской и Французской академий наук, Азиатских обществ Франции и Германии, почётный доктор Кембриджского и Брюссельского университетов.

Заслуга Минорского перед нашими народами в том, что он посвятил многие годы своей жизни выявлению и изучению малодоступных первоисточников. Один из самых интересных трудов Владимира Минорского посвящен исследованию истории, географии и этнографии Ширвана, Дербента и сопредельных феодальных государств X-XI вв.

Это время, богатое историческими событиями и имеющее важное значение для изучения истории народов Восточного Кавказа, наследников Кавказской Албании, проживающих в сегодняшнем Азербайджане и Дагестане.

В основу работы по истории Ширвана и Дербента положена часть арабского текста книги «Тарих Баб аль-Абваб», написанной в XI в. и считающейся утерянной. Но отрывок из этой книги, посвященный истории Ширвана и Дербента, воспроизведен в сочинении турецкого историка 17 века Мюнеджжим-баши.

"История Ширвана и Дербенда X-XI веков” Владимира Минорского включает раздел об общественном, административном и военном строе Ширвана и Дербента, сведения о поздних Ширваншахах и правителях Дербента после XI в., сведения ряда арабоязычных историков и географов о Ширване, Дербенте и других городах и областях.

Наряду с этим в работе уточняется происхождение местных династий, их взаимоотношения, как с близкими, так и с дальними соседями, излагается история племен и народностей, их участие в политической жизни страны.

Кроме того, автором освещается также история ряда городов, положение различных слоев городской верхушки, приводится этнографический и топонимический материал. В работе дается и филологический разбор некоторых терминов, названий местностей и народностей, их историческая характеристика.

Династии и земли после распада Кавказской Албании по Владимиру Минорскому

"История Ширвана и Дербенда X-XI веков” Владимира Минорского содержит упоминания о следующих династиях, которые правили землями, ставших прямыми наследниками распавшейся Кавказской Албании в этот период, или поблизости от них.

1. Мусафириды Западного Дейлема;
2. Раввадиды Иранского Азербайджана;
3. Шаддадиды Аррана;
4. Властители Ширвана;
5. Амиры Баб аль-Абваба (Дербента).

Две первые упомянутые династии правили в землях, расположенных на севере Ирана. Обе первые династии были арабами йеменского происхождения. Нас же в этой работе больше интересуют три последующие области – Арран, Ширван и Дербент, ставшие прямыми наследниками Кавказской Албании.

«В период, который особенно интересует нас (ок. 950 — 1050 гг. н. э.), четко выделялись три области: Арран — на юг от Куры, Ширван — на север от нее и аль-Баб, т. е. город Дербенд и местности, зависимые от него», - отмечается в труде Владимира Минорского.

Арран, или Аран – это область на Восточном Кавказе, ныне входящая в современный Азербайджан. Главными городами Аррана были Барда и Гянджа. Кроме того, словом «Арран» арабы обозначали всю территорию Кавказской Албании.

Ширван, или Шарван – это область на Восточном Кавказе, ныне также входящая в современный Азербайджан. Главными городами Ширвана были Шемаха, Кабала и Баку.

Дербенд, или Дербент – это известная нам область на юге современного Дагестана, примыкающая к древнему городу. Арабы-мусульмане называли этот город Баб уль-Абваб (Ворота ворот), или короче – аль-Баб (Врата).

Арран, Ширван и Дербент в 8-9 вв.
Арран, Ширван и Дербент в 8-9 вв.

Арран

Что касается Аррана, по Минорскому, мусульманские географы употребляют термин «ар-Ран» (Арран) несколько расплывчато. Подробное определение этой территории можно найти у историка Мукаддаси, который описывает ее как "остров” между Каспийским морем и реками Аракс и Кура.

Но этот же автор почему то среди городов Аррана упоминает и Тифлис и аль-Баб (Дербент), так же как и города Ширвана. Ибн Хаукал же употребляет выражение "два Аррана”, по-видимому, имея в виду северный и южный берега Куры.

Столицей Аррана являлся древний город Партав, бывший до этого одной из столиц Кавказской Албании. Однако в период арабо-мусульманского владычества название «Партав» было изменено на более арабизированный вариант «Бардаъ».

Несмотря на то, что на престоле Барды воссели арабские династии, местные албанские династии Аррана сохраняли свои земли. Мусульманские географы того периода восхваляли земли Аррана, его обширные сады и обилие различных плодов.

Ширван

Однако больше всего в фокусе работы Владимира Минорского находятся, конечно же, династии Ширвана и аль-Баба (Дербента), тесно связанным между собой и в качестве соседей, и в качестве соперников.

Династии Ширвана, как мы писали ранее, носили титул ширваншахов. Этот титул, как мы выяснили, носит персидское происхождение и появился еще в период сассанидского владычества над Кавказской Албанией.

По Минорскому, среди титулов, которыми «Сасанид Ардашир жаловал местных правителей, ибн Хурдадбих приводит титул Ширийан-шах, или Ширан-шах, который, возможно, относится к Ширван-шаху».

Как видно из источников, территория Ширвана привлекала внимание почти всех завоевателей. «Несмотря на значительный ущерб, нанесенный завоевателями Ширвану, мы в источниках встречаем немало материалов, свидетельствующих об устойчивом положении, занимаемом Ширваншахами», - отмечает Минорский.

С его слов, «из текста ибн Хаукаля 10 века видно, что Ширваншах являлся одним из самых крупных феодальных владетелей, господствовавших в пределах Кавказских гор».

Баб уль-Абваб, аль-Баб или Дербент

Самое раннее упоминание уроженцев аль-Баба, по Минорскому, мусульманские источники дают около 636. Согласно этому источнику, некий дехкан из аль-Баба, по имени Шахрийар, чья наружность и сложение поразили мусульманских воинов, командовал отрядом сасанидской армии и был убит в единоборстве с одним мусульманином-арабом в Куса, около аль-Мада'ина.

Когда мусульмане-арабы дошли до аль-Баба в 653 году, последним правителем города от имени персидского шаха Йездагирда III был Шахр-Бараз. После мусульманского завоевания аль-Баб стал базой военных операций мусульман против их северо-восточного противника — хазар, которые помешали их планам продвижения в Восточную Европу.

Много знаменитых мусульманских военачальников, таких, как Маслама бин Абд аль-Малик и будущий халиф Марван бин Мухаммад, стяжали лавры на хазарском фронте. Значительное число мусульманских воинов и поселенцев было переселено на Восточный Кавказ и особенно в аль-Баб (Дербент).

В более позднее время утвердившиеся здесь династии были обречены устанавливать тесные связи с местными правителями горных областей современного Дагестана и даже Западного Кавказа, Грузии, Армении и Ирана.

Они, как и правители этих областей, временами были вынуждены признавать над собой власть более сильных правителей, и становились в положение вассальной или полувассальной зависимости.

Ослабление Халифата и появление местных династий

Со сменой правящей династии в Халифате с Омейядов на Аббасидов власть халифов на кавказской границе постепенно ослабевает. Источник Минорского датирует начало упадка централизованной халифской власти на Кавказе временем халифа аль-Мутаваккиля (847-861 гг.)

Амиры, правившие землями Кавказа – Кавказской Албании (Аррана), Армении и Грузии – от имени халифа еще какое-то время старались поддерживать прежние традиции халифата в этих землях.

В начале 10 века была даже предпринята попытка восстановить твердую власть халифа в Армении и Арране. Но вскоре династии из числа прежних арабских амиров Йазидидов и Хашимидов, правившие в землях Албании фактически стали независимы.

Одновременно с этим иранские племена поднялись против халифской власти и вывели из ее подчинения всю западную половину Ирана. Эти события, естественно, коснулись Аррана, Ширвана и Дербента.

В итоге, земли, некогда принадлежавшие Кавказской Албании, по Минорскому, оказались разделенными на три автономных мусульманских владения:

1. В аль-Бабе (Дербенте) утвердилась арабская по происхождению династия Хашимидов, интересы которой тесно переплетались с интересами правителей горных земель современного Дагестана.
2. В Ширване утвердилась арабская по происхождению династия Йазидидов (или Мазйадидов), которые постепенно начали попадать под начавшее вновь расти иранское влияние.
3. В Арране, по Минорскому, утвердилась курдская по происхождению династия Шаддадидов.

Расцвет культуры

При этом, данный период истории Аррана, Ширвана и Дербента является периодом расцвета культуры, науки, поэзии и даже появления великих ученых из числа местных – албанских народов.

Такие имена, как Хунлики Хаким, Лакзи Маммус и Лакзи Йусуф появляются именно в этот период, когда местные народы уже в полной мере освоили пришедшие вместе с исламом на Кавказ медицину, логику, астрономию и другие науки.

Например, в Аташ-Када говорится, что в период власти правителей Ширвана Абу-л-ула «являлся царем поэтов; такие добрые и мудрые правители, как Ширваншах и его сын Джалал ад-Дин Минучихр, всячески покровительствовали ученым и поэтам».

Академик Дорн на основании имеющихся материалов отмечает следующее: «Во времена правления Минучихра Шемаха (столица Ширвана – авт.) стала собранием прекрасных умов, стекавшихся отовсюду, как мотыльки к свету»

Оттого совсем неслучайно Минорский период от освоения потомками албанских племен мусульманской культуры называет «периодом пробуждения местных народов».

Фарида Санджах



комментариев