«Шарли Эбдо» - убийцы или герои?

Новая сенсация потрясла мир. Круглосуточно телеканалы и радиостанции вещают о трагедии, случившейся накануне в Париже, где неизвестные расстреляли редакцию французского сатирического журнала «Шарли Эбдо». Напомню, издание получило скандальную популярность в 2006 году после публикации на своих страницах оскорбительных для мусульман карикатур на пророка Мухаммада (мир и благословение ему Всевышнего), перепечатанные из датского издания Jyllands-Posten. Подобные провокационные изображения были размещены также в 2011, 2012 и 2013 годах.

Сразу скажу, но не буду на этом подробно останавливаться, что фактура данного теракта по почерку напоминает мне предыдущие подобные трагедии, направленные на дискредитацию мусульманского сообщества. Об этом свидетельствуют многие подробности случившегося. Последствия для мусульман, конечно же, предсказуемы и также понятно, кому они выгодны. Не буду искать виновников вооруженного нападения, ведь, так или иначе, понятно, что это провокационный акт, сильно бьющий по имиджу мусульман. Больший интерес представляет другая сторона события.

Что же здесь требует особого внимания? Реальность такова, что в этой истории, как это обычно принято в современной мировой практике, нашлись герои и «гадкие утята». Не могу согласиться с таким разделением, ибо действия обеих сторон, на мой взгляд, равнозначны и являются неприемлемыми для цивилизованного общества. Одних нужно судить за чудовищное убийство, в том числе невинных людей, а других за оскорбление чести, что дороже жизни. Попытаюсь раскрыть свое убеждение.

Вооруженное нападение никто не оправдывает, в том числе мусульманские лидеры, а вот формой защиты и оправдания скандального журнала его сторонниками и сочувствующими является апеллирование к свободе слова. Именно это важнейшее право должно, по их мнению, уберечь скандальных журналистов от народного гнева.

Исходя из западных ценностей, свобода слова входит в перечень прав человека, которые, как известно, заканчиваются там, где начинаются права других граждан. Это базовый тезис общественного договора, продекларированный европейскими мыслителями XVII-XVIII вв. На практике мы видим, что данный постулат в современном западном обществе часто игнорируется и перерастает в категорию вседозволенности, чем, не брезгуя, воспользовался журнал «Шарли Эбдо».

Думаю, все согласятся, что сохранение чести и достоинства для любого адекватного и порядочного человека является нормой жизни и неприкосновенным правом. В каждое из этих двух понятий во всех уголках планеты вкладывают одинаковые значения. К примеру, все знают, что оскорбление родителей, фамилий, жён и т.д. приведет к враждебной обратной реакции, что делает подобные заявления табуированными на благо общества, несмотря на свободу слова. Для мусульман пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) более любим и чтим, чем их матери и отцы, то есть защита его личности является честью для его последователей, а, следовательно, неприкосновенным правом в европейском контексте.

Это ни в коем случае не говорит о запрете на конструктивные сатирические реплики в адрес восточного общества и современных политических систем в арабских государствах, но лишь определяет границы прав мусульман, как верующих граждан.

Поэтому нужно констатировать и признать, что карикатуристы «Шарли Эбдо» бесцеремонно под наблюдением и восхищением французского и всего европейского общества, спекулируя свободой слова, совершали акты преступлений по отношению к базовым правам человека, пытаясь обесчестить мусульманское полуторамиллиардное сообщество (часть из которых граждане Франции), что равносильно убийству для верующих.

Таким образом, необходимо понимать, что террористы, напавшие на редакцию, и провокаторы, именуемые карикатуристами, явления одного порядка. Нет здесь героев и славных подвигов, есть только ужас и преступление.



комментариев