«Исламское государство» - вызов исламской цивилизации

Успехи ИГ и цивилизационный кризис исламского мира

Провал Арабской весны и в целом умеренно-исламистского проекта на данном этапе вызвал в исламском мире гиперрадикализацию в виде ИГ. Сегодня речь о чисто светских путях развития мусульманских стран не идет. Грубо говоря, альтернативой условно-коллективному Эрдогану (в арабских странах «Братьям-мусульманам» в широком смысле – не как организации, а мировоззрению) является даже не условно-коллективный Бин Ладен, а Абу Бакр Багдади с его реальными головорезами. Ослабление одной тенденции будет неизбежно вызывать усиление другой. На смену ИГ придет еще более радикальная сила.

На Большом Ближнем Востоке почва для гиперрадикализации более чем подготовлена. Несколько поколений выросли в условиях бесконечного беспредела, войн, диктатуры, нищеты, угнетения и коррупции.

«Если мы скажем в нынешней ситуации: нет мира без возмездия, то, учитывая масштаб претензий, с которым мы имеем дело, - о мире все могут забыть на долгое время, - говорит один из крупнейших в мире улемов, заместитель главы Всемирного союза мусульманских ученых Абдулла Бин Байя. – Мир должен быть, прежде всего, установлен в наших сердцах. После этого можно начинать работать с накопленными обидами, питающими те или иные группировки».

Для международной стабильности представляется крайне опасным противодействие умеренным исламистам. Наоборот, необходимо стимулировать их дальнейшее развитие по турецкому пути.

Две магистральные тенденции в исламском мире питаются двумя глубинными социально-цивилизационными запросами: на интеграцию и коренные реформы (изменения в экономике, политике, культуре). По соцопросам, практически во всех мусульманских странах, в том числе в богатых, высок уровень критических оценок всех сторон организации жизни.

Интеграция и реформы могут пойти по гиперрадикальному сценарию, могут – по умеренно-исламистскому. Светские национально социалистические или либерально-капиталистические альтернативы ушли в историю, частично растворившись в религиозных концепциях.

Исламский мир переживает сегодня масштабный цивилизационный кризис, сравнимый с периодом Крестовых походов и Монгольского нашествия, когда само его существование было поставлено под вопрос. Еще в конце XVII века стержень уммы – Османская империя – была лидирующим государством на планете (аналог США). В XX она была поставлена на грань колонизации Западом. А сегодня исламский мир отстает на несколько параметров не только от «языческой» Японии, но и от Южной Кореи и Китая. Массовое мусульманское сознание, крайне уязвленное происходящим, пытается нащупать выход. Мы имеем дело с проблемой глубинного залегания. Решение ее растянется на десятилетия и будет очень болезненным.

Преодоление кризиса исламского мира и Россия

Россия заинтересована в успешном завершении интеграции и реформ в исламском мире, чтобы он вышел из кризиса современным мощным межгосударственным объединением с сильной развитой экономикой, здоровым стабильным обществом, суверенной военно-политической стратегией. Такой «суннитский халифат» мог бы быть партнером в противодействии гегемонистской политике Запада, экспансии Китая и продолжению усиления неоперсидской империи, выступающей сегодня под флагом Исламской республики Иран. Последняя далеко не всегда будет оставаться союзником Москвы. Уже сегодня ее отношения с США не могут не вызывать в России тревогу.

Политика Турции при умеренных исламистах на протяжении почти 15 лет, когда на несколько порядков поднялся уровень отношений с Россией во всех областях – от торговли до геостратегии, - дает все основания полагать, что возможности для серьезного взаимодействия существуют. Эти отношения выдержали проверку южно-осетинским, сирийским и украинским региональными кризисами.

Абдулла Ринат Мухаметов, кандидат политических наук (Москва)



комментариев