Евросоюз перед фактом евразийской интеграции

ГЛАВНОЕ В МИНСКЕ

Завершившаяся в Минске встреча глав государств Таможенного союза (ТС) с президентом Украины Петром Порошенко и представителями Евросоюза оказалась интересной по некоторым параметрам. Прежде всего, как бы парадоксально это ни звучало, саммит в формате ЕС-ТС обозначил контуры международной легализации объединяющего Казахстан, Россию и Беларусь Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Хотя официально договор о создании этого экономического объединения должен вступить в силу 1 января 2015 г., состав европейской делегации подтверждает наметившуюся тенденцию: Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон в сопровождении еврокомиссаров по энергетике и торговле Гюнтера Эттингера и Карела де Гюхта. Думается, российский президент Владимир Путин далеко не случайно подчеркнул тесное взаимодействие между ЕС и ЕАЭС, призвав "начать поиск путей сопряжения обоих интеграционных процессов" с целью создания "единого экономического пространства от Лиссабона до Владивостока" (1).

Ну а заявление В. Путина на пресс-конференции о согласии с ним П. Порошенко в плане необходимости возобновления диалога "по газовой проблематике" приоткрыло второй неафишируемый ракурс Минской встречи. Положительное решение "повисшего" вопроса о транзите российского газа на европейский рынок В. Путин связал с действиями Европы и Украины в этом направлении. При этом он добавил, что обращение Киева в Арбитражный суд лишило Москву возможности высказать предложения "по льготированию" цен (2).

Газовый вопрос вообще можно считать основополагающим на минской встрече политических тяжеловесов, и о его значении для будущего Европы можно судить хотя бы потому, что европейские политики согласились стать гостями объявленного ими "опальным" президента Александра Лукашенко и сесть за стол переговоров с членами ЕАЭС.

"ГАЗИРОВАННЫЕ" ПОТУГИ

Задачи, которые решал европейский десант в Минске, отчетливо просматриваются в словах комиссара ЕС по энергетике Г. Эттингера, подчеркнувшего необходимость в ближайшие месяцы обеспечить безопасность поставок газа для всех двадцати восьми стран-членов ЕС, а также для государств Западных Балкан, Украины и Молдовы. Он также указал на допустимость промежуточного решения и договоренность "продолжать консультации", потому что иски в Арбитражном суде Стокгольма будут рассматриваться в течении 12-15 месяцев (3).

Речь идет о взаимных исках "Газпрома" и украинского "Нафтогаза": российская сторона требует погашения долга в размере 4,5 млрд. долларов, а украинская настаивает на взыскании с российского концерна "переплаченных" 6 млрд. долларов. Отметим, что эти иски были поданы после того, как в июне сего года Киев был переведен на режим предоплаты, а на с российской стороны на границу Украины стал поступать только транзитный газ (4).

Украинские власти по-прежнему рассчитывают покрыть значительную часть потребности в импортном газе за счет реверсных поставок из Европы (5), но ситуация складывается не в пользу Украины, да и Европы в целом. Незадолго до саммита в Минске украинский премьер-министр Арсений Яценюк озвучил планы Киева закупить у России не менее 5 млрд. куб. м газа, без которого страна "не может обойтись" (6). А в августе торги в Лондоне зафиксировали 21-процентный рост цен на европейском газовом рынке (7).

Таким образом, заявления Г. Эттингера лишь подтверждают и без того очевидную "газированную" направленность минской встречи, имеющей немало общего со знаменитой Генуэзской конференцией 1922 г. Формальным поводом для ее созыва был поиск мер восстановления экономик государств Центральной и Восточной Европы, одним из главных обсуждаемых вопросов — взаимоотношения с ленинским режимом, но за кулисами отчетливо чувствовался запах нефти (8).

Минская встреча тоже была преподнесена мировому сообществу как попытка локализовать кризис в российско-украинских отношениях, но главную партию играло "голубое топливо". В ближайшее время характер любых геополитических коллизий будет зависеть от газового фона (со всевозможными компромиссными вариантами). Не случайно Г. Эттингер заявил, что разрешение газового вопроса может открыть "дверь для всего политического процесса высокого уровня в течение следующих недель и месяцев" (3).

В этой связи возможны самые непредсказуемые геополитические конфигурации, в том числе укрепление связки ЕС-ЕАЭС. Что же касается всегда хлебосольной Украины, как бы прискорбно это ни звучало, она оказалась всего лишь жертвой очередного витка топливных баталий, в которых статистов беспокоят не человеческие жизни, а кубометры и доллары.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Выступление В. Путина http://kremlin.ru/transcripts/46494#sel=

2. Ответы на вопросы журналистов по итогам рабочего визита http://kremlin.ru/transcripts/46495

3. Эттингер предлагает принять промежуточное решение по газу
http://interfax.com.ua/news/economic/220076.html

4. Пресс-конференция Александра Новака и Алексея Миллера 16 июня 2014 г.
http://www.gazprom.ru/press/news/2014/june/article193523/

5. Украина собралась покрыть более половины потребностей в импортном газе за счет ЕС
http://www.interfax.ru/business/392150

6. Яценюк заявил о желании Украины купить у России 5 млрд куб. м газа
http://top.rbc.ru/economics/22/08/2014/944539.shtml

7. Газ на рынке ЕС подорожал на 21 процент http://www.interfax.ru/business/392236

8. См.: Атаев Т. Османские истоки нынешнего геополитического противостояния
http://www.elmirguliyev.com/articles/osmanskie-istoki-geopoliticheskogo-protivostoyaniya



комментариев